Курсовая Cоциальная компетентность в подростковом возрасте по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Cоциальная компетентность в подростковом возрасте

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Cоциальная компетентность в подростковом возрасте

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:31.
Цена:300 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Значение социальной компетентности в жизни человека 5
1.1.Понятие «социальная компетентность» 5
1.2. Общение и социальная компетентность личности в онтогенетическом контексте 8
Глава 2. Возрастные особенности отношений со сверстниками и социальной компетентности подростков и юношей 12
2.1.Проблема общения и межличностных отношений подростков в психологической литературе 12
2.2. Особенности межличностного общения со сверстниками и социальной компетентности в юношеском возрасте 22
Заключение 29
Список литературы

Введение
Человек живёт и развивается среди людей, вступая с ними в различные виды общения, поэтому проблема складывающихся в общении человеческих отношений не перестаёт быть актуальной. Общение - необходимое условие нормального бытия людей, без него невозможно было бы полноценное формирование у человека ни одной из психических функций, ни единого психологического свойства. Успешность общения в свою очередь зависит от социальной компетентности личности, обеспечивающей овладение социальной ситуацией и дающую возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от обстоятельств и в соответствии с принятыми в социуме нормами.
Социальная компетентность подростков и юношей приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, с все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет подростку современное общество.
Социальная компетентность служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в психологического сопровождения и социальной работы: Г.Э.Белицкой, Л.Н. Боголюбова, Н.В.Калининой, Т.С. Кондратовой, В.Н. Куницина, И.И. Лукьяновой, Х. Петиллона, Н.А. Рототаевой, В. Слота, Х. Спаниярда, С.А. Учуровой, А.В. Хуторской, Т.И. Шульги и др.
Общение со сверстниками получает особенно интенсивное развитие в подростко-юношеский период. Во многом это связано с ростом в этом возрасте роли межличностного общения, с возникновением потребности в групповой принадлежности, с расширением социального пространства взаимодействия и, как следствие, освоением новых социальных ролей и необходимостью самоопределения в системе межличностных и межгрупповых отношений.
Понимаемая таким образом актуальность определила выбор темы курсовой работы: «Отношения со сверстниками и социальная компетентность в подростковом и юношеском возрасте».
Цель данной курсовой работы – теоретически рассмотреть проблему отношений со сверстниками и социальной компетентности в подростковом и юношеском возрасте.
Объект теоретического исследования – сфера межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования – межличностные отношения со сверстниками и социальная компетентность подростков и юношей.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие частные задачи:
1.Рассмотреть понятие «социальная компетентность» личности;
2. Охарактеризовать общение и социальную компетентность в контексте подросткового и юношеского возраста;
3. Определить состояние общения и межличностных отношений подростков в психологической литературе;
4. Выявить особенности межличностного общения со сверстниками и социальной компетентности в юношеском возрасте.


Глава 1. Значение социальной компетентности в жизни человека
1.1.Понятие «социальная компетентность»
Понятие социальной компетентности для психологической науки является относительно новым. Развитие социальной компетентности напрямую связано с наличием значительной социальной поддержки, с наличием теплых, достаточно близких отношений и поддерживающим социокультурным и физическим окружением – социальной сети. По мнению Казьминой, под социальной сетью подразумеваются не все связи, а только такие, которые устанавливаются с часто видимыми людьми – с ними человек тесно общается на протяжении долгого отрезка времени. В процессе общения эти люди предоставляют необходимые индивиду эмоциональную, физическую, экономическую и информационную поддержку [15].
Социально компетентная личность хорошо ориентируется в социальных ситуациях, правильно определяет личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирает адекватные способы обращения с ними и реализует их в процессе взаимодействия. Одной из важнейших составляющих социальной компетентности, помимо социальной перцепции, является коммуникативная компетентность, к которой относятся владение коммуникативными навыками и умениями, а также знание культурных норм, правил и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному и профессиональному менталитету [10].
В зарубежных источниках под социальной компетентностью понимается, как правило, приобретенная способность, включающая собственно компетентность и социальные навыки, применяемые в интеракции, то есть знание и владение социальными суждениями, эмпатией и сценариями коммуникации между людьми.
Отметим, что проблеме социальной компетентности в зарубежных исследованиях уделяется гораздо больше внимания, чем в отечественной психологии. Единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта [3, 12, 14, 21, 22 и др.]:
 способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается;
 эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением;
 умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств;
 способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов;
 способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей и др.
Т.С. Кондратова и Н.В. Калинина придерживаются определения социальной компетентности как «интегративного личностного образования, объединяющего в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения соцально значимых целей и решения проблем» [12, С.40].
С.А. Учурова конкретизирует понятие «социальная компетентность» как базисную интегративную характеристику личности, отражающую ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающую овладение социальной ситуацией и дающую возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме нормами [22].
Видный теоретик социального обучения Ханс Потиллон выделяет в качестве задач, являющихся одновременно и компонентами социальной компетентности: умения коммуникации, контакта, кооперации, солидарности, социальной чувствительности, толерантности и другие качества [18].
Б.И. Хасан считает, что компетенции – это цели, а компетентности – это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения – это и есть показатели компетентности.
Вопрос о формировании социальной компетентности тесно связан с ее различными составляющими и временем их приобретения личностью.
И.А. Зимняя выделяет следующие ключевые социальные компетентности (в узком смысле): компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, информационно-технологическая компетентность, компетентность социального взаимодействия, компетентность общения.
Кондратова Т.С. предлагает рассматривать в структуре социальной компетентности личностный, деятельностный, когнитивный и нравственно-ценностный компоненты [14].
Личностный компонент – это социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения.
Деятельностный компонент подразделяется на умения и навыки.
Умения:
 анализировать ситуации взаимодействия людей;
 правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми;
 предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других;
 логика социального взаимодействия.
Навыки:
 конструктивного взаимодействия с окружающими;
 коммуникативного контроля;
 общительности;
 организации продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
Когнитивный компонент включает в себя знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе.
Нравственно-ценностный компонент состоит из наличия жизненных ориентаций и целей; принятия здорового образа жизни, осознание опасности употребления наркотических средств.
Поэтому, социальная компетентность, может быть определена как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению личности.
Именно социальная компетентность нужна подросткам и юношам для успешного самоопределения в мире труда, непре¬рывного образования, межличностных общественных отношений, что подчеркивает значимость и актуальность данной проблемы.

Курсовая Cоциальная компетентность в подростковом возрасте

Цена: 300 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация