Диплом Мотивация и стрессоустойчивость студентов по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Диплом Мотивация и стрессоустойчивость студентов

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Мотивация и стрессоустойчивость студентов

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:58.
Цена:500 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи мотивации и стрессоустойчивости у студентов вузов
1.1. Значение мотивации в профессиональном становлении студента и обучении в вузе
1.2. Феномен стрессоустойчивости как проблема психологии
1.3. Обучение в вузе и стрессовые ситуации
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации истрессоустойчивости студентов в процессе обучения в ВУЗе
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность данного дипломного исследования представляется нам, прежде всего, двумя основополагающими факторами. Во-первых, мотивация является одной из движущих сил всякой человеческой деятельности, в том числе и учебной, познавательной. Чем выше мотивация овладения знаниями, умениями навыками, тем выше результативность обучения студента как будущего профессионала. Таким образом, достаточный уровень мотивации учения является непременным условием профессионального становления личности, ее профессиональной компетенции, качества и успешности дальнейшей деятельности.
Во-вторых, важным фактором успешности обучения в вузе является уровень стессоустойчивости студента, так как этот период связан с адаптивными процессами, профессиональным и личностным становлением, интеграцию в самостоятельную жизнь и т.д. Чем выше ее уровень, тем, следовательно, успешнее проходит адаптации и преодолеваются стрессовые помехи в ситуации проверки знаний. Кроме того, мотивация является одним из значимых компонентов стессоустойчивости.
Таким образом, мотивация и стрессоустойчивость студентов вузов являются одними из важных составляющих эффективности и качества высшего профессионального образования и подготовки специалистов, что, в свою очередь, подразумевает экономический, правовой, социальный и другие аспекты.
Объект исследования: мотивация и стрессоустойчивость.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивации и стрессоустойчивости студентов в период обучения в вузе.
Цель исследования: выявить и изучить взаимосвязи мотивации и стрессоустойчивости студентов в период обучения в вузе.

Задачи:
1) Рассмотреть роль мотивации в профессиональном становлении студентов вуза;
2) Проанализировать феномен стрессоустойчивости в психологии;
3) Рассмотреть основные стрессовые факторы в жизни студентов;
4) Провести эмпирическое изучение выбираемых копинг-стратегий студентов и уровень поведенческой активности в стрессовой ситуации.
5) Исследовать уровень мотивации учения и отношение к учению у студентов;
6) Выявить значимые взаимосвязи между стрессоустойчивостью и мотиваций у студентов вузов.
Гипотеза: существует положительная взаимосвязь между уровнем стресоустойчивости студентов и уровнем мотивации учения.
Методы исследования:
- теоретические – анализ научной литературы;
- практические: тестирование.
Достоверность и статистическая значимость данных была проверена с помощью методов математической статистики.
Методики исследования:
- «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»;
- методика «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях»;
- методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (адаптированный).
Научная значимость и новизна работы определяется тем, что на экспериментальном материале были показаны взаимосвязи двух активно изучаемых изученных и значимых феноменов – мотивации учения и стрессоустойчивости студентов вузов, которые до этого анализировались отдельно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке психологических программ повышения мотивации учения студентов, разработке программ и тренингов по повышению стрессоустойчивости студентов вузов, при разработке стратегий повышения качества высшего образования, программ психологического сопровождения и адаптации студентов вузов.



Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи мотивации и стрессоустойчивости у студентов вузов

1.1. Значение мотивации в профессиональном становлении студента и обучении в вузе

Системообразующим фактором современного профессионального образования становится профессиональное развитие субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала и конкретной учебно-пространственной среды. Известно, что формирование личности профессионала не сводится лишь к развитию ее операционной сферы в виде накопления знаний, умений и навыков, но предполагает формирование сложных психических систем регуляции ее профессионального поведения и деятельности, изменения ее самосознания (Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Ю. Н. Емельянов, Е. А. Климов, О. А. Конопкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Содержательно, система формирования личности профессионала складывается на основе требований, источником которых являются (В. Д. Шадриков): – содержание и условия осваиваемой профессиональной деятельности; – содержание и условия, в которых осуществляется профессионализация; – социально-профессиональные нормы, установки, ценности конкретной профессиональной общности [54, c. 65].
По мнению Ю. П. Поваренкова: «Дать адекватную характеристику становления профессионала – это значит описать его как целостный системный процесс, который детерминируется комплексом объективных и субъективных факторов и реализуется на основе комплекса психологических механизмов» [44, c. 87].
Профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В. А. Бодров) [10, c. 121]. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В. В. Богословский, В. А. Маркелова) [23, c. 76]. С позиций психологической концепции профессионального становления человека (Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков) [44, c. 65], которой придерживаются авторы настоящего исследования, процесс профессионального развития студентов рассматривается как поэтапное решение комплекса учебно-профессиональных задач различного уровня сложности и приближенности к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Важнейшим условием освоения деятельности является ее принятие обучаемым, что осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов, поскольку именно мотив является конституирующим признаком той или иной деятельности (А. Н. Леонтьев) [36, c. 89]. Потому, одной из детерминант деятельности будущего профессионала и является мотивация. Проблема мотивации деятельности человека широко представлена в исследованиях российских и зарубежных психологов (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ю. П. Поваренков, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, М. Г. Ярошевский, J. Atkinson, D. Birch и др.).
В социально-психологическом аспекте студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В юношеском возрасте происходит осознание части мотивов, укрепляются учебно-познавательные мотивы и мотив самообразования, социальный мотив учения обогащается представлениями о нравственной ценности знаний и умений.
Предпринято множество попыток выделить направления изучения мотивации: мотивацию исследуют в связи с классификацией различных мотивов по группам; эффективностью учебной деятельности и необходимостью ее активизации; раскрытием профессиональных мотивов в рамках исследований профессиональной направленности и др. Роль мотивационных механизмов в психическом развитии человека, по мнению Б. Г. Ананьева, заключается в том, что они обеспечивают избирательность (селективность), напряженность развития, определяют отношение к его различным сторонам и задают их личностную значимость для субъекта труда. Общепризнанно, что релевантными деятельности учения являются учебные (познавательные) мотивы, тогда как практическая деятельность мотивируется профессиональными. Следовательно, остающаяся открытой в теории и образовательной практике проблема «естественного» перехода от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста преобразуется в проблему трансформации учебных мотивов в профессиональные. Наиболее существенное влияние на формирование значимой для профессионального становления студентов мотивации оказывает характер организации и управления познавательной деятельностью студентов. Многие исследователи обращают внимание на то, что в процессе освоения профессии происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Данное развитие протекает в двух направлениях (В. Д. Шадриков): во-первых, происходит трансформация ведущих мотивов личности в мотивы трудовой деятельности, во-вторых, наблюдается динамика мотивов профессиональной деятельности, которая выражается: – в появлении новых и инволюции ряда старых мотивов; – в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов; – в изменении структуры мотивов [44, c. 75]. В ходе профессионализации потребности личности находят свой предмет деятельности, в результате чего происходит формирование структуры профессиональных мотивов. Среди них условно выделяют 4 основные группы:
1) мотивы собственного труда, отражающие ориентацию субъекта на общую занятость, на сам процесс труда, на результативную деятельность без учета специфики профессии;
2) мотивы социальной значимости труда, люди с преобладанием профессиональных мотивов этого типа нацелены на постоянное освоение новых умений, знаний, высоко оценивают общую пользу и значимость труда;
3) мотивы самоутверждения в труде, мотивация на полное самовыражение в труде, на качество и высокий уровень достижений в труде;
4) мотивы профессионального мастерства, в плане стремления быть общепризнанно лучшим в профессиональной деятельности, как для самого себя, так и для окружающих [11, c. 60].
Следует отметить, что развитие мотивации является необходимым условием успешности профессиональной деятельности будущего специалиста. Мотивационные механизмы обеспечивают селективность и избирательность в работе познавательных процессов и связаны со спецификой подготовки специалиста определенного профиля. По мнению некоторых авторов, доминирование профессиональных мотивов в мотивационной сфере студентов не может привести к высоким результатам познания, поскольку эти мотивы «нередко являются внешними по отношению к процессу познания». Более того, в психологической литературе обращается внимание, что преобладание профессиональных мотивов над познавательными в структуре мотивации учения студента может привести к узкой профессионализации, ограничению кругозора будущего специалиста. В других исследованиях показано, что профессиональные мотивы по сравнению с познавательными более интенсивно влияют на эффективность учебной деятельности студентов [43, c. 87].

Диплом Мотивация и стрессоустойчивость студентов

Цена: 500 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация