Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития

Предмет:Педагогика.
Кол-во страниц:52.
Цена:300 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и детей с нормальным развитием
Глава 2. Методики и организация исследования
Глава 3. Результаты исследования
Глава 4. Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным. Между тем, важнейшая особенность детей с пограничными формами нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждается не столько в лечении, сколько в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойственных этим детям, требует не столько медицинской, сколько психолого-педагогической коррекции, основанной на клинической, психологической и педагогической диагностике.
Научная проблема изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и коррекции их психического состояния, как особое самостоятельное научное направление, сформировалось лишь в конце 60-х годов XX века. Ост-рейшая необходимость разработки теоретического аспекта закономерностей и специфики психического развития детей с ЗПР обусловлена, прежде всего, ну-ждами педагогической практики, поскольку значительная часть этих школьни-ков обозначена как неуспевающая.
Разностороннее изучение ЗПР как специфической аномалии детского раз-вития, развернувшееся под руководством НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), в частности при участии Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовского, Т.В.Егоровой, И.Жаренковой, Н.А.Никашиной, Л.И.Переслени, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной, С.Г.Шевченко и др., позволило получить ценные научные данные. Эти данные, а также обоб-щенные результаты успешно проведенного в ряде городов страны эксперимен-та по обучению и воспитанию детей этой категории в специальных классах и школах, обеспечили научную основу для введения в систему народного образо-вания специального типа школы для детей с ЗПР, а позднее и специальных классов для них - классов выравнивания в общеобразовательных школах. Ре-альностью современной школы стала, с одной стороны, интеграция детей в массовую образовательную среду, а с другой - дифференциация их в особую ученическую общность в условиях этой среды.
Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отноше-нием общества к детству, к ребенку. Суть детской игры и, собственно, детства, состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям су-ществования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых.
Игра главная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличает-ся от целенаправленной, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности.
Игра ведущая деятельность ребенка, направленная на накопление реаль-ного опыта и на формирование мышечной памяти.
Игра самый важный для личностного развития ребенка процесс, при котором происходит освоение представления об объекте, установление этого представ-ления (впечатление) в мышечную, телесную память, символизация объекта, то есть первичное обобщение. И совершенно необходимо, чтобы у ребенка это происходило спонтанно, чтобы малыш имел возможность чувствовать и сво-бодно выражать всем телом свои ощущения и переживания.
Спонтанные игры качественно отличаются от игр обучающих (дидакти-ческих) и от игр по правилам. Это игры, причинность, мотивация, знаковость и направленность которых исходит от субъекта и демонстрируется другому или другим субъектам. При их отсутствии это представление о себе. Эта направ-ленность соотносится с внутренним напряжением субъекта и со степенью аг-рессивности, если понимать агрессивность как способность отстаивать границы своей личности.
Таким образом, детские игры в целом имеют, по мнению психологов, своеобразный характер - они служат в частности особым средством познания мира. Поэтому игры детей не являются играми в точном смысле слова - они есть необходимая и свойственная ребенку деятельность, которая является для него естественным и неосознаваемым способом адаптации взрослого мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему.
Цель работы: рассмотреть особенности игровой деятельности детей с ЗПР и детей с нормальным развитием.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие за-дачи:
1. Дать характеристику детей с ЗПР и детей с нормальным развитием;
2. Изучить методики и организацию исследования;
3. Проанализировать результаты исследования;
4. Сделать выводы и дать рекомендации.


ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР И ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и детей с нормаль-ным развитием
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии по-нимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следова-тельно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологи-ческой литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.). В. И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитар-ность ос-новных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной за-висимости от нарушений внимания и восприятия. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ни-же, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание харак-теризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Ар-темьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шев-ченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефек-ты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформи-рованности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изуча-лись личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л. В. Кузнецовой, Н. Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н. Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых про-цессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апа-тичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР ха-рактерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в со-ответствии с замыслом. У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированно-сти общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллек-туального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что по-зволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, им-пульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер).
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстника-ми. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчиво-стью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г. В. Грибано-ва).
В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педа-гогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогиче-ской литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего использу-ется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школь-ной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную рабо-ту отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, работу Л. С. Слави-ной и др.

Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития

Цена: 300 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация