Курсовая Звуко-слоговый анализ по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Курсовая Звуко-слоговый анализ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Звуко-слоговый анализ

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:25.
Цена:30 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение.
Глава 1. Проблемы овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи. 4
1.1. Анализ проблемы с позиций психологии и психолингвистики. 4
1.2. Вопросы формирования звукового анализа у детей с ОНР. 6
1.3. Изучение проблемы обучения детей с ОНР звуковому анализу. 11
Выводы по 1 главе. 14
Глава 2. Методы обучения овладению звуковым анализом дошкольников с ОНР. 15
2.1. Коррекционная работа. 15
2.2. Этапы формирования звуко-слогового анализа в процессе коррекционной работы. 18
2.3. Игры игровые упражнения по развитию звуко-слогового анализа. 20
Заключение. 22
Литература.

Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием к звуковому анализу и, соответственно, приводит к проблемам в усвоении программой детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы.
Это делает актуальным рассмотрение наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Как указывает Л.Ф. Спирова, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. [13]
За период предбукварного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: “предложение”, “слово”, “слог”, “звук”, “буква”. Естественно, что у детей с общим недоразвитием речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому семантическая коррекционная работа по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав имеет особо важное значение.
Предмет исследования: звуковой анализ у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: дошкольники с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) рассмотреть процесс овладения звуковым анализом;
2) рассмотреть теоретические аспекты овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) сделать выводы.
Гипотеза исследования: преодоление трудностей логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективным, если обучение звуко-слоговому анализу осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа, синтеза, обобщения и конкретизации;
2) метод научного познания;
3) методы количественного анализа и качественной обработки информации.


Глава 1. Проблемы овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1. Анализ проблемы с позиций психологии и психолингвистики.

Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе, звукового анализа.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.
Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, И.К. Колповская, А В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ неуспевающих по русскому языку школьников начальных классов позволил им выделить три группы специфических ошибок:
1. Замены букв ("бопеда" вместо "победа", "Тану" вместо "Таню", "пил" вместо "пыль", "тистит" вместо "чистит"...).
2 Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов ("кичат" вместо "кричат", "сит" вместо "сидит", "довр" вместо "двор", "барт" вместо "брат"...).
3.Нарушения употребления лексико-грамматичес-ких категорий:
а) слитное написание служебных и знаменательных слов ("у сосны" - "усосны", "светитлуна" вместо "светит луна");
б) пропуск и замена предлогов ("ваза столе стоит", "мяч упал и стола");
в) нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными ("пять столы", "грязное рубашка");
г) смешение падежных окончаний ("катались на машину", "лечила зубу").
4.Ошибки в построении предложений:
а) пропуск как главных, так и второстепенных членов предложения ("Саша рыбу". "Стали кататься лыжах");
б) отдельное написание главного и придаточного предложения ("Когда наступила зима. Дети пришли кататься на санках и коньках");
в) употребление придаточного предложения без главного ("Если пойдет дождь"). [10]
В исследованиях отечественных ученых (Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Никашиной Н.А. и др.) вышеописанные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Поэтому выраженные нарушения становления речи влекут за собой серьезные отклонения в формировании письма.
Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:
а) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;
б) проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
Речевое недоразвитие неуспевающих школьников неодинаково. У одной категории детей нарушения касаются только звуко-произношения и восприятия фонем, у другой - лексико-грамматического развития. Неправильное произношение звуков, как правило, сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков. Однако слабое различение близких звуков на слух может наблюдаться и тогда, когда произношение уже сформировано. В том и другом случае в письме возникают специфические ошибки в виде замен букв.
Перестановки слогов и букв в словах можно объяснить нарушениями взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов. Само проявление нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов до такой степени искажает их воспроизведение, что нередко без соответствующих пояснений непонятно, что хотел написать ребенок.
Например: "слпа крм" (сыпала корм), "игик" (снеговик), "сифот" (светофор), "ейсковат" (экскаватор), "ландо" (ладно).
На фоне общей смазанности речи у определенной категории детей наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Недифференцированное значение многих слов свидетельствует о низком уровне словесного обобщения. Успешное обучение этих детей в общеобразовательной школе без предварительных коррекционных занятий невозможно.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р.Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты. [8]

1.2. Вопросы формирования звукового анализа у детей с ОНР.


При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений, Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы: готовность к звуковому анализу (исследование путем рассмотрения отдельных фонем) и синтезу (исследование слова в единстве и взаимной связи фонем).
• Речь – способность говорить, говорение. (С.И. Ожегов).
• Речь – что–либо выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. (В. Даль).
Теоретическими предпосылками исследования проблемы стали представления о:
• содержании классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина и др.)
• коррекции нарушений речи (Ф.Ф. Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.)
• возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский, Л.О. Бадалян и др.)
• принципах анализа речевых нарушений (Э.А. Александрян,Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)
• своеобразии формирования фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи (А.В. Ястребова, Л.Н. Ефименкова)
Виды речевых нарушений
* Фонетическое недоразвитие.
* Фонетико – фонематическое недоразвитие
* Общее недоразвитие речи (у дошкольников).
* Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. [7]
При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты:
Так, например, профессор Б.Г. Ананьев указывает на связь ошибок в чтении, письме математике, физкультуре у части младших школьников с трудностями пространственного различения у них.
Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушением письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.
В работах, касающихся коррекции общего недоразвития речи, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий:
Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева предлагают эту работу вести по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Курсовая Звуко-слоговый анализ

Цена: 30 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация