Курсовая Влияние темперамента на учебную деятельность по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Курсовая Влияние темперамента на учебную деятельность

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Влияние темперамента на учебную деятельность

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:45.
Цена:500 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика особенностей темперамента
младшего школьника в процессе обучения………………………………7
1.1. Анализ психологических исследований учебной деятельности……7
1.2. Психологический анализ сущности темперамента………………..10
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников..16
Глава 2. Исследование влияния темперамента на учебную
деятельность младших школьников…………………………………......21
2.1. Психологические методы исследования темперамента…………...21
2.2. Организация и методы исследования проявления
темпераментальных особенностей в процессе учебной деятельности младших школьников…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………40
Библиография……………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ
Особенности темперамента младших школьников оказывают существенное влияние на учебную деятельность.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью [24; 109].
Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
Индивидуальные различия, на каком бы уровне они не фиксировались, закономерно объединяются между собой самыми разнообразными связями. В концепции В.С. Мерлина дается обоснование понятия «интегральной индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие, характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе [15; 76].
Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
По мнению учёных: психофизиологов В.В. Белоус [3], Е.Дзятковской [7], психологов А. Сиротюк [27], Т.Смирновой [18] и других обучение без учёта психофизиологических особенностей когнитивной сферы детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка.
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно по-этому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка.
Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индиви-дуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. То обуче-ние и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его по-тенциальным возможностям, наиболее ценно. Учет особенностей темпера-мента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи с чем изучение особенностей темперамента младших школьников яв-ляется актуальной проблемой.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует ученых и учителей. За последние годы проблеме ин-дивидуализации и дифференциации обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, Н.М. Хомутова [12] и дру-гих авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких вос-питательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям лич-ности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных меро-приятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то по-ложительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отно-шений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Учитывая способности и возможности каждого ребенка, предлагая ему посильные задания, предъявляя соответствующие его знаниям и возможно-стям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощу-тимых трудностей, т.е. осуществляя индивидуальный подход в обучении учащихся, можно добиться значительного повышения эффективности учеб-но-воспитательного процесса.
Проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процес-са в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (П.М. Ершов [26], Е.П. Ильин [10], Г.Д. Марцинковская [14], Т.А. Власова [20], А.Н. Леонтьев [20], П.В. Симонов [26] и др.).
Основы общей теории учения были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шац-ким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными [20].
Особенности темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах Е.П. Ересь [9], Э.Кречмер [11], Б.М. Тепловой [29, 30], В.Д. Небылициной [17], В.М. Русалова [24, 25] и многих других.
Таким образом, проблема влияния темперамента на учебную деятель-ность младших школьников сегодня весьма актуальна, но малоразработана.
Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная методическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Психологический анализ влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников».
Цель работы - выявить влияние темперамента на учебную деятель-ность младших школьников.
Объектом исследования - процесс развития темпераментальных осо-бенностей младших школьников.
Предмет исследования – особенности темперамента младших школь-ников.
Для реализации поставленной цели были определены следующие за-дачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
3. Проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников.
4. Выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.
5. Сформулировать методические рекомендации по учету темперамен-тальных особенностей младших школьников в процессе учебной деятельно-сти



















ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, — рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.
Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов воспро-изводящей деятельности детей, не следует отождествлять с термином «уче-ние». Дети, как известно, учатся в самых разных видах деятельности (в игре, труде, при занятии спортом и т. д.). Учебная же деятельность имеет свое осо-бое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов дея-тельности, выполняемых детьми, как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только что перечисленные и другие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная — она детерминирует воз-никновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирова-ние их личности в целом [17; 21].
Учебная деятельность неотъемлемый атрибут жизни, который Д.Б. Эльконин называл второй профессией каждого человека, «от умения осуще-ствлять которую во многом зависит продвижение в основном избранном де-ле» [17; 241].
Проблему, связанную с поиском свойств человека, определяющих ус-пешность выполнения какой-либо деятельности в отечественной психологии, принято определять как проблему способностей к деятельности (В.А. Кру-тецкий, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
Исследования, связанные с поиском качеств, обусловливающих успеш-ность учебной деятельности (Л.Ф. Бурлачук, В.М. Блехер, В.В. Дружинин, Н.А. Менчинская, Г.А. Цукерман и др.) показывают, что наличие высоких показателей интеллекта и обучаемости как общей умственной способности, связанной с усвоением новых знаний, не всегда обеспечивают успешность учебной деятельности. На успешность обучения влияют установки, интере-сы, мотивация и многие другие свойства личности. Данные факты подчерки-вают специфику самой деятельности, которой овладевает субъект. Особен-ность учебной деятельности состоит в том, что она субъектно-ориентированная, предметом ее выступает сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Овладение такой деятельностью сопровождается ориентацией на самого себя, именно себя ребенок выделяет как предмет изменений.
Cпецифика учебной деятельности, связанная с тем, что основным ее содержанием выступает процесс регуляции предметно-практической дея-тельности, а результат связан с осознанием собственных изменений, предо-пределяет структуру учебной способности. Структуру способности к учебной деятельности будут составлять такие свойства личности, которые отражают субъектное отношение учащегося к учебной деятельности.
Учебная способность, как и любая человеческая способность, проявля-ется и формируется в деятельности. В связи с этим, основной задачей и це-лью педагогической деятельности в начальной школе выступает формирова-ние учебной деятельности в ее специфическом значении.
Отличительным признаком учебной деятельности является то, что она субъектно-ориентирована, следовательно, успешное освоение такой деятель-ностью связано с потребностью в социальной адаптации посредством посто-янного преобразования себя. В качестве внутреннего условия, обеспечиваю-щего успешное овладение учебной деятельностью, выступают учебные спо-собности. Учебные способности - это сложные способности, в структуру ко-торых входят индивидуально-психологические особенности личности, харак-теризующие учащегося как субъекта общественно-значимой деятельности. Личностные свойства, отражающие субъектное отношение к учебной дея-тельности, будут определять успешность учебной деятельности на протяже-нии всего младшего школьного возраста.
Проблема учебной деятельности нашла свое отражение, как в философ-ской, так и в психолого-педагогической литературе (П.К. Анохин, Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе, Н.Г. Морозо-ва, Я.А. Пономарев, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, А.К.Маркова Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Э. Стоунс, Й. Лингарт, В.Д. Шадриков и др.) [10].
В трудах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, Я.А. Пономаре-ва, В.Д. Шадрикова [12] рассматривается принцип системного подхода. Сис-темный подход предполагает рассмотрение предмета психологического ис-следования как целостной, многомерной реальности. В нашем исследовании этот принцип проявляется в рассмотрении структуры способностей как сис-темы, которая состоит из компонентов, специфические свойства которой су-ществуют только во взаимосвязи этих компонентов.
В трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Альбуханово-Славской, Д.Б. Эльконина разрабатывается принцип деятельностного подхо-да, согласно которому формирование способностей возможно только при ус-ловии построения соответствующей деятельности. Психика человека рас-сматривается при деятельностном подходе как система, обеспечивающая ре-гуляцию индивидуальной деятельности на основе соотнесения отражения

Курсовая Влияние темперамента на учебную деятельность

Цена: 500 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация