Диплом Адаптированность военнослужащих по призыву по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Диплом Адаптированность военнослужащих по призыву

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Адаптированность военнослужащих по призыву

Предмет:Психология.
Кол-во страниц:93.
Цена:1000 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы адаптации военнослужащих ……………………..
1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме адаптации…….
1.2. Особенности адаптации военнослужащих…………..……………….
1.3. Психологические особенности возраста призывников…………….
Глава 2. Практическое изучение процесса адаптации военнослужащих…….
2.1. Предмет, объект исследования. Методы и методики.……………………
2.2. Анализ экспериментального материала……………………………...
2.2.1. Анализ эмпирических данных на уровне средних показателей....
2.2.2. Корреляционный анализ…………………………………………….
Выводы…………………………………………….….………………………….
Рекомендации………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………….…………………………..
Приложения…………………………………..……………………………………
........................

Предметом данного исследования является влияние личностных особенностей на адаптацию солдат к военной службе на первом ее этапе.
В качестве объекта исследования выбран процесс адаптации военнослужащих по призыву.
Характеристика выборки. В исследовании принимали участие 28 военнослужащих 18-19 лет. 14 солдат проходили службу в танковом батальоне («боевое» подразделение); 14 военнослужащих проходили службу в роте обеспечения («хозяйственное» подразделение).
Методологическая основа исследования базируется на общей идее возрастной психологии относительно факторов, определяющих развитие: предпосылки, условия, внутренняя позиция индивида; общенаучных принципах познания, позволяющих рассматривать личность как многоуровневое, многогранное образование; развитие личности представить как поступательный процесс индивидуально-психологических изменений; отклонения в развитии личности – как нарушения ее структурно-динамической системы, специфические изменения качеств личности.
К числу исходных методологических принципов изучения личностных особенностей военнослужащих по призыву относятся:
1. Положение Л.С. Выготского о том, что природа психической активности личности детерминирована присвоением ею человеческого опыта. Условия жизни сами по себе не способны определить психическое развитие молодого человека, так как влияние любого воздействия опосредствуется ранее сложившимися психологическими особенностями. Сочетание внутренних процессов развития и внешних условий – «социальная ситуация развития» – обусловливает новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к концу каждого возрастного этапа. Для того чтобы понять, какое именно воздействие оказывает воинская среда на юношей и, следовательно, как она определяет ход их развития, надо понять характер переживаний призывников, характер их «аффективного отношения» к среде. Переживание выступает для субъекта своеобразным показателем наличия или отсутствия «уравновешенности» с окружающей средой (или с самим собой) и тем самым ориентирует поведение и деятельность субъекта.
2. Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта.
3. Положение А.Н. Леонтьева об активном поведении человека, определяемом тем личностным смыслом, который связывает его с реальной жизнью. При этом внутреннее действует через внешнее и тем само себя изменяет.
В результате преобразования деятельности возникает уникальное, целостное, системное образование - личность, - которое формируется благодаря жизни в обществе и является интеграцией жизненных отношений субъекта.
4. Концепция В.Н. Мясищева о характере личности, являющемся структурной интеграцией отношений. Личность следует изучать во всех ее взаимосвязях с окружающей средой, во всех ее ответных реакциях и противоречиях психики. Свойствами личности при этом являются отношения, состояния, деятельность.
5. Комплексный подход к изучению личности как индивидуальности; человека, наделенного сознанием и самосознанием (Мухина В.С. и др.).
Для определения характера влияния личностных особенностей на социальную адаптацию военнослужащих по призыву важно определить критерий, по которому будет определяться степень данного влияния.
На основании анализа научных источников можно выделить несколько критериев адаптированности личности: эмоциональное самочувствие, интеграция со средой, реализация личностного потенциала, социально-психоло-гический климат коллектива. Адаптирующие возможности личности в рамках воинского подразделения зависят от сложившегося уровня развития межличностных отношений. Социализирующее воздействие группы на личность обеспечивает адаптацию в других группах и в более широкой социальной общности.
Мы опираемся на синтез подходов к определению социально-психоло-гической адаптации как постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результата этого непрерывного процесса. Под адаптацией военнослужащих мы понимаем также не только приспособление их личности к окружающей среде в воинском коллективе, но ее и активное положительное действие в воинской среде. Мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию в качестве одного из первичных составляющих элементов субъектности личности, характеристики которого влияют на состояние социализации и субъектности в целом.
Таким образом, в качестве критериев адаптированности военнослужащих по призыву рассматривались:
1. Интеграция с воинской средой: принятие положительного эмоционального образа подразделения, группы членства, своего "Я".
2. Самочувствие личности солдата в подразделении.
3. Соответствие ценностных ориентаций личности ценностям подразделения, воинской части.
4. Адекватность самооценки личности.
5. Адекватность осознания индивидуального статуса членами подразделения.
6. Включенность личности военнослужащих в служебную деятельность.
Этапы исследования.
Первым этапом нашего исследования стало изучение личностных особенностей военнослужащих по прибытию в часть (всего 28 человек) с помощью психологической методики "Личностный опросник Р. Кеттела. (16 Ф). Методика позволяет изучать выраженность личностных черт по 16 независимым друг от друга факторам. Каждый фактор методики биполярен, т.е. имеет два полюса. Двухполюсность фактора - относительная, она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения. Известно, что методика Р. Кеттела позволяет получить некоторую интегральную модель личности, так как позволяет судить о типологических её свойствах, включая характер.
На втором этапе нашего исследования изучались типичные реакции на повседневные фрустрирующие события (опрос проводился через каждый месяц службы с помощью рисуночного теста Розенцвейга.
На третьем этапе нашего исследования изучались личностные особенности военнослужащих через пять месяцев службы.
На следующем этапе нами определялись: статусная структура воинских подразделений, уровень адаптированности личности солдат, характер процесса социализации, их соотношение в процессе формирования субъектности личности.
На заключительном этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, были сформулированы выводы, показаны пути практического использования результатов исследования.
Методики исследования.
В качестве методов для исследования были выбраны:
1. Опрос по «Личностной шкале проявления тревоги» (далее – Тест № 1);
2. Рисуночный тест Розенцвейга (далее – Тест № 2).
3. Методика диагностики ценностных ориентаций (М. Рокич).
4. Социометрический тест Дж. Морено (Реан А.А.).
5. Методика определения адекватности осознания своего статуса в статусной иерархии группы (модифицированный вариант методики А.С. Силакова).
Опрос применялся также для изучения общих характеристик подразделений и испытуемых военнослужащих.
Тест № 1. (см. Приложение 1) разработан Т.А. Немчиным и модифицирован В.Г. Норакидзе . Опросник предназначен для измерения уровня личностной психической тревожности и включает в себя шестьдесят вопросов, определяющих психологические реакции тестируемого на различные раздражители, а также его самооценку.
Опросник дополнен «шкалой лжи», которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого. Шкала состоит из десяти вопросов и позволяет выявить степень того, насколько тестируемый понимает суть задаваемых вопросов и насколько он склонен скрывать свои истинные реакции.
Данный опросник выбран нами среди ряда аналогичных как наиболее (по нашему мнению) валидный: вопросы теста выявляют скрытые психологические реакции тестируемого в то время, как аналогичные тесты выявляют скорее его самооценку и самочувствие. Кроме того, валидность повышается за счет встроенной в тест «шкалы лжи».
Тест № 2. В психологии с помощью данной методики исследуются такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика Розенцвейга относится к классу проективных тестов: при ее использовании строится ряд воображаемых ситуаций, в каждой из которых испытуемый должен выявить собственное уникальное восприятие и оценку этой ситуации.
Тест состоит из двадцати четырех схематических контурных рисунков, на которых изображены два человека (или более), занятые еще не законченным разговором. При этом в шестнадцати случаях моделируется ситуация, в которой перед испытуемым (вернее, перед условным персонажем, с которым себя ассоциирует испытуемый) создается препятствие; в восьми ситуациях испытуемый обвиняется в чем-либо. (Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор бы, в свою очередь, фрустрирован). Испытуемый должен закончить реплику, предполагаемую при развитии нарисованной ситуации, предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций.
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
По направлению реакции подразделяются на:
а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Реакции различаются также с точки зрения их типов.
а) Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствие». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагополучные или незначительные.
б) Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
в) Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребностей». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Диплом Адаптированность военнослужащих по призыву

Цена: 1000 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация