Социально-философский анализ проблем гуманитаризации образования - дисс. по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Социально-философский анализ проблем гуманитаризации образования - дисс.

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Социально-философский анализ проблем гуманитаризации образования - дисс.

Предмет:Разное.
Кол-во страниц:150.
Цена:400 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Особенности современного этапа социогенеза, и их проекция
на сферу образования
1.1. Антропологический кризис
1.2. Культурный кризис
1.3. Экологический кризис
1.4. Глобализация
1.5. Образование как доминирующей фактор социализации индивида.
Глава 2. Теоретико-методологические основы гуманитаризации
образования
2.1. Социально-философские аспекты гуманитаризации образования
2.2. Познавательно-деятельностные основания гуманитаризации
образования
Глава 3. Основные пути и направления гуманитаризации образования
3.1. Социально-гуманитарные науки как основа гуманитаризации
образования
3.2. Гуманитарный аспект технического и естественнонаучного знания
Заключение
..............
Исследование статуса, роли и функций естественнонаучного мировоз-зрения в деятельности человека дает ответ на вопрос: почему гуманитариза-ция образования в первую очередь нацелена именно на формирование миро¬воззрения обучаемых.
Поэтому гуманитаризация естественнонаучной составляющей образо-вания является, на наш взгляд, своего рода одной из первостепенной по важности (поворотным) направлением реализации гуманистической пара-дигмы, формирования навыка гуманизма.
Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естествен-нонаучные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути позна-ния Человеком Природы, т.е. пути развития науки.
Проблемы гуманитаризации в преподавании естественнонаучных дис-циплин также всесторонне рассмотрены в работах В. Алексеева, Э. Витола, Ю. Волкова, А. Горелова, В. Гущина, Т. Дубнищевой, Г. Идлис, В. Кузнецо-ва, С. Карпенкова, В. Лавриненко, В. Лежникова, B. Поликарпова, В. Ратни-ковой, Г. Рузавина, Е. Солопова и других авторов.
Однако у большинства указанных авторов один, общий, на наш взгляд, минус - недостаток практических рекомендаций.
В данной работе предпринята попытка обобщить известные взгляды на проблемы преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, объединить стратегические замыслы и тактические приемы рассматривае-мой проблемы, найти эффективные средства их разрешения путем обосно-вания необходимости «расширения» гуманитарной составляющей в препо-давании специальных дисциплин.
Разработку рекомендаций эффективных направлений гуманитаризации образования следует, на наш взгляд, начинать с ответов на следующие во-просы:
1. С чего начинать «расширение» гуманитарной составляющей в пре-подавании естественнонаучных дисциплин?
По нашему мнению – с формирования потребности познания мира. И это, как нам представляется - логично, так как гуманитаризация проявляет себя и как принятие и реализация будущим специалистом выбранного им собирательного образа человека. Этот факт определяет порядок анализа: сначала - мировоззрения как такового, затем - в форме гуманизма.
Мировоззрение мы понимаем как направление и способ связи чело¬века с миром: прямой - в социализации человека; обратной - в оп¬ределении его поступков и стратегии жизни.
Социализация включает в себя ряд аспектов, но главным, на наш взгляд, является выработка на основе полученных знаний и воспитания, со-циального опыта и культуры совокупности ценностных представле¬ний о действительности. Именно выработанные ценност¬ные представления об ок-ружающей общественной среде, о хорошем и плохом, о должном и желан-ном, о самом себе и т.п. являются теми определенными критериями, кото-рые обосновывают реальные действия личности.
Исходя из этого, мировоззрение является концентрацией единства всех проявлений человеческого духа, базисом установок деятельности. В этом плане кризис образования, о котором указывалось выше, можно рас¬сматривать происходящим из отчужденности мировоззрения эмпири¬ческих индивидов от мира и сущности человека, воззрения, отстав¬шего во времени от своего предмета - будь то мир в целом, чело¬век, и их отношения. Фило-софское миросозерцание еще более важно, так как выполняет к тому же и интегративную функцию целостной ориентации человека в мире. Вот поче-му А. Швейцер подчеркивал мысль о том, что жизнь людей и их сообществ без мировоззрения представляет «пато¬логическое нарушение высшего чув-ства ориентирования» и что поэ¬тому оно так, насущно необходимо людям, как, вероятно, ничто дру¬гое [202].
2. В ответе на следующий вопрос о том, каково целеполагание «рас-ширения» гуманитарной составляющей в преподавании естественно-технических наук, мы исходим из того, что образо¬вание, как свидетельству-ет история, всегда было, в конечном счете на¬целено на формирование «че-ловека куль¬туры» своей эпохи, и даже если эта цель не артикулировалась, она оказывалась в большей или меньшей степени достигаемой.
Специалист, окончивший образовательное учреждение, в современном социокультурном обществе «оправдывает» образование только «как прини-мающий абсурдность бытия, как понимающий, что каждое явление или си-туация недо¬лговечны и преходящи, что проявленное бытие — лишь малая часть нереализо¬ванных, потенциальных возможностей небытия, как осоз-нающий небытие. По¬этому он не будет стремиться к сохране¬нию изжившего себя явления; он оценит заключенную в возможностях силу для нового раз-вития и самореализации, он не отнесется к получению образования как к конечной жизненной цели (или такой, от которой «раз и навсегда» будет за-ви¬сеть самореализация, успех, счастье) и не станет рассматривать диплом как детер¬минанту «всей оставшейся жизни». Со¬держание образования, по-видимому, до¬лжно на каждом уровне соответствовать этой установке лич-ностного бытия-в-культуре, которое признает, что «небы¬тие есть» [126, 37].
Необходимость разграничения поня¬тий «личность» и «человек куль-туры» вытекает, прежде всего, из «повышенного уровня сложности» и не-устранимо высо¬кой степени неопределенности современ¬ного мира, в кото-ром грани¬цы необходимо ответственного поведе¬ния и мышления раздвину-лись гораздо шире традиционной моральной сферы.
Поэтому формирование у молодежи естественно-технических знаний как ведущей формы и важной стороны гуманитаризации образования, обу-словлено следующей зависимостью: чем адек¬ватнее действительности ми-ровоззрение и полнее воплощение его функций, как указывает В. Лежников, тем духовно богаче, гуманнее жизнь и творчество челове¬ка, больше степень его самоосуществления, вероятнее прогресс в обществе. Более всего этому способствует то, что естественнонаучное мировоззрение самым непосредст-венным образом ориентиро¬вано на человека, поскольку бо¬лее других при-ближено к сущности человека.
Всякое мировоззрение имеет структуру, включающую знание, ценно-стные представления и возникающие на их основе установки мышления, и деятельности его носителя. «Формирование естественнонаучного мировоз-зрения молодежи является истоком и формой реализа¬ции каждым будущим выпускником вуза своего человеческого "я", когнитивной ступенью гумани-таризации. Получая человечное представле¬ние о сущем, человек познает и себя как человека, обретает шанс понимания себя, своей сути» [122, 24].
Социальная практика, как указывают многие исследователи проблем гуманитаризации образования, нуждается в людях, для которых принципы гуманизма стали не просто знанием, взглядом, но и методом деятельности. Такая цель будет достигнута, если гуманизм использовать в образовании не только в качестве воззрения на мир, ибо как раз, будучи им, он имеет и ме-тодологи¬ческую основу. Раскрыть данные аспекты гуманизма и реализовать их в совмещении мировоззрения и метода в сознании и творчестве специа-листа, значит, не только способствовать становлению целост¬ности лично-сти, в форме единства ее слова и дела, но и создать механизм последующей гуманитаризации образования, обеспечивая откры¬тость для нее сознания и деятельности специалиста. Тем более, что, как подчеркивал Сенека, фило-софия учит делу, а мы, тем не менее, учимся и учим для школы, а не для жизни [170].
Еще одним основным, на наш взгляд, естественнонаучным направле-нием гуманитаризации образования является формирование целостности человека в лично-деятельностном императивном аспекте, как идеала гуман-ного образования. Поскольку гуманитаризация образования является не только методом гуманного отношения между индивидами в обществе, а и способом реализации или участия индивида, в частности, обучаемого в раз-личных формах деятельности гражданского общества, как специалиста, как человека.
Указанный подход выявляет механизм формирования данного качест-ва специалиста в процессе обучения. Ос¬нованием этой гипотезы является философская концепция целостности, ее конкретизация сферой образова-ния, методологический потенциал гуманизма. Одним из идеалов последнего является це¬лостный, всесторонне и гармонично развитый человек, процес-сом и средством формирования которого и является гуманитаризация обра-зова¬ния. Возникает проблема - выработать механизм гуманитаризации обра-зо¬вания, который бы обеспечивал органичность личности.
Анализ литературы по данной проблеме убеждает, что у авторов пре-обладает мнение, что с интересом и эффективно тру¬диться, жить подлинно человеческой жизнью может личность, ставшая целостной. Именно ей уда-ется полнее раскрыть свои способности, совершенствуя и развивая их, реа-лизовать себя в разнообразных формах деятельности, а не ограничиваться лишь профессиональной. Вопреки этому, «традиционное» образование от-чуждает специалиста от человеческой сущности, делает его частичным, только работником, функцией, заглушает в нем все человеческое. Подобная одномерность человека, как указывают многие исследователи гуманистиче-ских традиций, глобально антигуманна, ибо в прин¬ципе лишает его возмож-ности свободно реализоваться, превращая в объект власти другого, объект управления, обучения, в средство бытия общества и государства. И все это - в ущерб его человечес¬ким интересам, гуманности его и для него. Преодоле-ние этих обсто¬ятельств как раз и намечает общий путь формирования цело-стной личности, превращения человека в хозяина жизни, государства, са¬мого себя, своих возможностей.
Исследователь концепций современного естествознания С. Карпенков [87; 88] указывает, что назрела необходимость кардинально¬го пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе, что заставля¬ет вернуться к древней идее единого ми¬роустройства, к целостному знанию на более вы-соком витке развития человечес¬тва. Другими словами, возникла объек¬тивная необходимость в повышении роли фундаментальной базы образова-ния на основе органического единства его естес¬твеннонаучной и гуманитар-ной состав¬ляющих: человек должен, наконец, осоз¬нать экзистенциальную зависимость от окружающего мира.
Автор называет две группы причин, указывающих на необходимость этого. Одна из них связана с глобальными про¬блемами цивилизации, ны-нешний этап развития которой характеризуется нали¬чием ряда кризисов: экологического, энергетического, информационного, а также резким обост-рением националь¬ных и социальных конфликтов во мно¬гих странах мира. Вторая группа причин обусловлена тем, что мировое сообщест¬во в послед-ние десятилетия явно ставит в центр системы образования приоритет чело-веческой личности [86, 37-39].
Можно, на наш взгляд, согласится с мнением С. Карпенкова, что, во-первых, нуж¬но создать необходимые гносеологичес¬кие условия для органи-зации гармонич¬ных связей человека с природой посред¬ством изучения фун-даментальных зако¬нов природы. Во-вторых, человек живет в обществе, и для его комфортного сущес¬твования необходимо погружение в куль¬турную среду через освоение истории, права, экономики, философии и других наук.
Согласно сторонникам персонализма, направление развития общества определяет¬ся целью, связанной с воплощением в жизнь гуманистических ценностей. И человек в ходе истории открывал способы охраны сво¬их сущ-ностных ценностей, стремясь обеспе¬чить каждому гарантии соблюдения его не¬отчуждаемых прав, в частности, и путем повышения уровня знаний самих людей.
Переход к систе

Социально-философский анализ проблем гуманитаризации образования - дисс.

Цена: 400 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация