Диплом Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Диплом Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов

Предмет:Педагогика.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования речи учителя
в условиях дидактического коммуникативного воздействия
в современной парадигме образования 16
1.1. Позиции и роли учителя в общении с младшими школьниками
в современной парадигме образования 16
1.2. Речевое воздействие учителя как психолого-дидактический
фактор гибкого управления учебной деятельностью
младших школьников 48
1.3. Адаптивная речь учителя как способ реализации
фасилитирующего стиля управления и как средство
дидактического коммуникативного воздействия
на учащихся младших классов 55
1.4. Педагогические условия формирования адаптивной речи учителя
начальных классов и иностранного языка в процессе его общения с младши-ми школьниками 106
Выводы по первой главе 119
Глава 2. Опытно-экспериментальное решение проблемы формирования адаптивной речи у студентов – будущих учителей начальных классов и иностранного языка 122
2.1. Характер и процедура исследования, основные методы
изучения адаптивной речи учителя начальных классов и
иностранного языка 122
2.2. Сравнительный анализ результатов
констатирующего и поискового эксперимента 128
2.3. Психолого-педагогические особенности
формирующего и контрольного этапов эксперимента и
анализ его результатов 149
2.4. Методические рекомендации по формированию адаптивной речи студента – будущего учителя начальных классов и иностранного языка в процессе его общения с младшими школьниками 164
Выводы по второй главе 179
Заключение 181
Библиография 184
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Государство, признавая ведущую роль педагога в достижении поставлен-ных реформой образования целей и задач воспитания, обучения и развития детей на высоком профессиональном уровне, большое значение придает качественным изменениям в системе подготовки педагогических кадров, в том числе для на-чальной школы.
В русле новой гуманистической парадигмы образования наметились тен-денции к рассмотрению не столько качества знаний, сколько качества образования в единстве двух сторон – процессуальной и результирующей (М. Н. Берулава, И. А. Зимняя, Т. А. Ломакина и др.).
Все большее внимание исследователей привлекает проблема коммуника-тивной культуры педагога, ядра его профессиональной культуры (В. А. Кан-Калик, Т. А. Кривченко, В. С. Леднев, И. А. Мазаева, А. И. Мищенко, Р. С. Немов, В. В. Рыжов, В. В. Соколова, В. А. Сластенин, В. А. Якунин и др.).
Парадигмальные изменениями в образовательном процессе усилили значимость коммуникативного аспекта профессионально-педагогической деятельности учи-теля. Хотя интерес к этой проблеме возник в 70–80-е годы (А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, В. Ф. Ломов, В. Я. Ляудис, Т. Н. Мальковская, Э. Ш. На-танзон), он продолжает расти и в современной лингвистике, педагогике, психоло-гии и методике преподавания иностранного языка (Г.И. Воронина, Е. Г. Врублевская, Н.А. Горлова, И. А. Зимняя, М. Д. Лаптева, Г. И. Китайгородская, М. С. Коган, Г. Б. Корнетов, О. В. Козина, Е. И. Пассов, И. Л. Руденко, И. И. Рыданова, Э.И. Соловцова), а исследователи все чаще обра-щаются к определению специфики понятий «педагогическое общение», «педаго-гическое взаимодействие», «взаимовоздействие» и «педагогическое воздействие», обращая особое внимание на коммуникативную компетентность будущего педа-гога и его управленческую роль в образовательном процессе (И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Мищенко, И. А. Петровская, В. А. Сластенин, И. К. Шалаев, Е. Н. Шиянов и др.).
Практически все ученые, занимающиеся проблемами подготовки педагоги-ческих кадров для разного типа образовательных учреждений (В. М. Букатов, Т. Г. Григорьева, П. М. Ершов, А. П. Ершова, А. А. Мурашов, Ю. Ш. Орлов, С. Д. Смирнов и др.), подчеркивают ключевую роль фигуры учителя, значимость разви-тия его профессиональных, в том числе коммуникативных, качеств для обновле-ния образовательной системы и совершенствования учебно-воспитательного про-цесса (Л. П. Алексеева, О. М. Казарцева, В. А. Карановский, О. Е. Лебедев и др.).
Начиная с работы Жака Делора, материалов Института образования Совета Европы, в России все интенсивнее разрабатываются основные понятия компе-тентностного подхода в общем контексте «Стратегии модернизации содержания общего образования (2001) и «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года».
Существенно здесь обратить внимание на то положение, которое высказы-вает академик И. А. Зимняя относительно новой парадигмы: «…парадигма компе-тентности не исключает знания, умения и навыки, а дополняется необходимостью формирования ценностно-смыслового отношения к миру, включение мотиваци-онно-когнитивного и эмоционально-волевого компонентов» (49, 20).
Коммуникативная компетенция определяется исследователями как «осуще-ствление субъектом общения воздействия на партнера общения или принятие им на себя такого воздействия» (49, 20). В ситуации, когда изменились поставленные перед учителем задачи образования, воспитания и развития учеников, профессио-нальная речь как средство дидактического воздействия также не может остаться прежней.
Адаптация профессиональной речи учителя представляется нам одним из механизмов оптимизации его дидактического воздействия, лежащего в основе формирования его коммуникативной компетенции.
Исследование профессиональной речи учителя имеет богатую традицию в отечественной и зарубежной дидактике и методике преподавания иностранного языка: в работах ученых представлены основы овладения вербальными средства-ми обучения (З.М. Бибалетова, И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова, Н.П. Каменецкая, А. Д. Климентенко, З.Н. Никитенко, И. В. Рахманов, В. Л. Скалкин, Г. М. Уайзер, Г. В. Рогова, З. И. Цырлина, Л. Ш. Фридман, Н. Д. Фландерс); рече-вое поведение педагога, речевая деятельность учителя и создаваемая им атмосфе-ра взаимопонимания в контексте педагогического общения рассматривалась сле-дующими исследователями (Э. Г. Вольтер, Е. Хантер, Й. Семеонова, Г. Лозанов), структурно-функциональной модели речевого воздействия учителя, в том числе учителя иностранного языка, также уделялось внимание (А. А. Леонтьев, Г. В. Ро-гова, С. Я. Ромашина, Д. Шпанхель).
Однако такой аспект дидактической речи как адаптивность не нашел отра-жение в педагогической науке в контексте модернизации образования и компе-тентностного подхода в подготовке учителя.
Внимание к вопросам эффективности речевого воздействия учителя на лич-ность школьников усилилось неслучайно. Введение иностранного языка в началь-ную школу ставит новую задачу перед высшей школой на этапе подготовки учи-телей начальных классов и иностранного языка, а точнее, формирование у студен-тов коммуникативной компетентности и культуры речевого воздействия. Анализ проблем современной начальной школы (Р.П. Мильруд, Е.Н. Соловова), опыта подготовки педагогических кадров в педагогических колледжах и вузах показыва-ет, что общая профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к осуществлению гуманистической позиции имеется. Однако собственный опыт работы в школе и наблюдение за речевым поведением студентов в ходе педагоги-ческой практики свидетельствуют о недостаточной эффективности вербального воздействия учителя – фасилитатора, управленца, партнера. Дидактическая речь состоит из жестких штампов, авторитарного стиля управления учением, речевые действия учителя не всегда доступны младшим школьникам, не адаптированы к их лингвистическому уровню, не учитывают возрастные и индивидуальные осо-бенности детей. Незнание путей эффективного речевого воздействия, неумение упрощать или усложнять речевые действия в зависимости от реализации комму-никативных функций и выражения коммуникативного намерения, и при этом вли-ять на сохранение мотивации к изучению предмета и процессу учения в целом, - вот далеко не полный перечень проблем с которыми сталкивается учитель ино-странного языка в начальной школе. Отсутствие теоретических знаний и практи-ческих навыков по адаптации дидактической речи значительно осложняет про-цесс развития, обучения и воспитания учеников. Только учитель, владеющий адаптивной речью способен для достижения наибольшей эффективности обуче-ния на уроке создавать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с психологическим комфорта. Таким образом, мера и степень вербального воздей-ствия выходит на первый план. Обобщая вышесказанное можно выявить следую-щие противоречия:
– между существующей необходимостью в повышении качества дидактиче-ской речи, ориентированной на инновационные процессы (гуманизацию, фасили-тацию, адаптацию), на уроках в общении с младшими школьниками, способст-вующей установлению продуктивного взаимодействия (сотрудничества и сотвор-чества) учителя с ними и недостаточностью научных разработок и предложений решения данной проблемы;
- между большим потенциалом адаптивной дидактической речи как ком-плексного средства обучающего, развивающего и воспитательного речевого воз-действия на личность младших школьников и его невостребованностью в облег-чении коммуникативных проблем, связанных с преодолением психологических, лингвистических и дидактических барьеров, характерных для деятельности учи-теля в процессе его общения с учениками начальных классов.
Названные противоречия положены в основу исследования, проблема ко-торого может быть сформулирована следующим образом: «Педагогические усло-вия реализации речевой подготовки будущего учителя начальных классов и ино-странного языка в высшей школе, обеспечивающие формирование адаптивной дидактической речи».
Цель исследования: научно обосновать и опытным путем проверить эф-фективность педагогических условий формирования адаптивной речи студентов как средства дидактического коммуникативного воздействия на младших школьников.
Объект исследования – формирование адаптивной речи студентов на заня-тиях по иностранному языку.
Предмет исследования – педагогические условия формирования адаптив-ной речи будущих учителей начальных классов и иностранного языка.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формиро-ванию адаптивной речи у студентов – будущих учителей начальных классов и иностранного языка будут способствовать следующие педагогические условия:
– характеристиками адаптивной речи, как средства дидактического комму-никативного воздействия на младших школьников, являются ее коммуникативные качества (модальность, вариативность, аутентичность, коннотация, грамотность, аттрактивность), влияющие на развитие личности школьника, создающие поло-жительную мотивацию к учению в школе и обеспечивающие гибкий стиль управ-ления учебной деятельностью младших школьников;
– комплексное речевое воздействие рассматривается как форма управления учебной деятельностью младших школьников, имеет инфариантную полифунк-циональную структуру;
– разработана специальная программа формирования адаптивной речи сту-дентов в контексте интеграции проблемного и контекстного подходов.
Задачи исследования:
1. Обосновать изменение позиций, ролей и речевых функций учителя на-чальных классов и иностранного языка в контексте современной парадигмы обра-зования.
2. Охарактеризовать адаптивную речь учителя как комплексное средство дидактического коммуникативного воздействия с позиции компетентностного подхода. Выявить характер адаптивных умений в речевой деятельности студентов педагогических вузов.
3. Определить современное состояние адаптивной речи студентов педагоги-ческих вузов и учителей начальных классов и иностранного языка на основе кон-цептуальных положений: гуманизации процесса образования, парадигмы компе-тентности, принципа оптимального педагогического общения и функциональной структуры дидактического коммуникативного воздействия.
4. Осуществить моделирование содержания программы формирования адаптивной речи учителя начальных классов и иностранного языка и обосновать варианты ее реализации.
5. Провести опытно – экспериментальную проверку эффективности смоде-лированной программы и показать возможные варианты ее применения в работе со студ

Диплом Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация