Диплом Международный опыт государственного регулирования развития Севера по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Диплом Международный опыт государственного регулирования развития Севера

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Международный опыт государственного регулирования развития Севера

Предмет:Разное.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение. 2
1. Международное законодательство о государственном регулировании развития Севера
1.1. Меры по государственному регулированию развития Северных территорий в России
1.2. Нормативная база по государственному регулированию развития Северных территорий Канады. 28
1.3. Нормативное обеспечение государственной политики США в области Севера. 39
2. Государственная политика США в области поддержки Севера. 43
2.1. Социально-экономическая характеристика Аляски. 43
2.2. Механизмы реализации государственной политики в США. 46
3. Государственная северная политика Канады. 51
3.1. Формирование системы целевых трансфертов Канады. 52
3.2. Программа выравнивания. 57
3.3. Формула финансирования территорий. 62
3.4. Налоговая политика территорий. 69
4. Региональная политика России относительно северных территорий: оценка, перспективы. 73
4.1. Методология северной политики в условиях рыночных отношений. 73
4.2. Практическое применение методологии северной политики с учетом мирового опыта. 97
Заключение. 106
Список литературы: 112

Введение.

Характеристика северных районов России определяется суровыми природно-климатическими условиями, высокой протяженностью и низкой транспортной освоенностью территории, наличием огромных запасов стратегических сырьевых ресурсов и низкой долей об-рабатывающих производств, существенной монополизированностью рынков, требованиями особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечения населения и производства. Та-кое огромное количество вызовов предполагает особое отношение государства к данным терри-ториям.
Связка «Государство – Север» противоречива, что с особой силой проявилось при перехо-де национальной экономики к рыночным отношениям. С одной стороны успехи в освоении Се-вера в немалой степени были обусловлены административно-командным методом управления. Общество справедливо осудило систему Гулага, но, в месте с тем, признало, что без государст-венной разнарядки невозможно было продвинуть производительные силы и социальные блага в столь удаленные регионы с суровыми климатическими условиями. Неслучайно (хотя во многом и спонтанно) северные субъекты (региональные правительства, муниципалитеты, этнокультур-ные образования, предприятия) еще длительное время после революционного реформирования начала 1990-х гг. обращались к центральной власти как к покровителю, способному оказать по-мощь в преодолении кризисных ситуаций. С другой стороны, администрирование и планирова-ние в прежних объемах стало невозможным; рынок «отнял у государства критическую массу ресурсов, которую можно было бы распределять по территории страны с целью выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. Стало ясно, что роль государства в каче-стве куратора Севера смещается в другую плоскость: законодательную и нормативно-договорную.
В настоящее время - уже в условиях стабильно развивающейся экономики - государство по-новому начинает обращать свое внимание на этот стратегически важный для России регион. Вместе с тем, предпринимаемые федеральным правительством меры по поддержке Севера не носят системный характер, часто не учитывают специфику данного региона. Эта специфика, как показали Т.Е. Дмитриева и В.Н. Лаженцев (Север России: государственный…, Гранберг, Ла-женцев 2004), проявляется через нордификацию хозяйства. Всю совокупность проблемных си-туаций, характерных для Севера, они рассматривают на стыке трех начал:
- северности (холодовая дискомфортность, ресурсность, периферийность и этничность – жизнь коренных малочисленных народов);
- управленческих вызовов государству (северное удорожание, слабая освоенность террито-рии, низкий уровень инновационности, экстерриториальное поведение корпораций, слабая об-щественная ориентация природно-ресурсной ренты);
- управленческих ответов государства (выбор северной стратегии, протекционизм и ком-пенсационность, оптимизация внутреннего и внешнего рынка, контрактные отношения, рентное налогообложение).
Именно так формулируется «проблемное поле» управления северными территориями. Оно включает в себя весьма сложные вопросы приоритетности внутреннего рынка над мировыми, приспособления хозяйства к сложным природным условиям, совершенствования финансово-экономических отношений, выдвижения на первые позиции этнокультурных и социальных фак-торов развития.
Становится ясным, что в северных условиях государство должно активно воздействовать на макроэкономические процессы и определять согласованную с регионами стратегию долго-временной экономической политики в стране и регионах, взять на себя лидерство в технологи-ческой модернизации производства и развитии инновационного потенциала, антимонопольном регулировании и т.д.
Это подтверждают и существующие научные разработки, посвященные вопросам взаимо-действия федеральных и региональных органов власти в области поддержки регионов Севера, выбору вектора государственной северной политики, проблемам развития данных территорий и месту государства в отношениях центра и регионов. Отношения по линии «центр - регионы» достаточно хорошо освещены в научной литературе. Экономический аспект данных отношений разработан в трудах: С.С. Артоболевского, М.К.Бандмана, С.Д. Валентея, Л.Б. Вардомского, В.А. Воротилова, А.Г. Гранберга, С.Ю. Глазьева, В.И. Ишаева, В.А. Крюкова, В.Н. Лексина, О.П. Литовки, Д.С. Львова, В.Я. Любавного, В.Л. Макарова, П.А. Минакера, А.И. Татаркина, А.И. Чистобаева, А.Н. Швецова, Р.И. Шнитера, Б.М. Штульбегра и др. авторов.
На этом фоне выделяются исследования экономических отношений северных территорий, теория и методология которых показана в работах Г.А. Аграната, Е.Г. Егорова, П.Х. Зайдфутди-ма, В.И. Истомина, В.Н. Лаженцева, Т.П. Лузина, А.А. Максимова, В.И. Павленко, К.В. Павлова, А.Н. Пилясова, С.В. Славина, В.С. Селина, В.Н. Харитоновой и др. Отметим также публикации и практические рекомендации, отражающие проблемы Севера, представителей органов власти и самоуправления, например: И.В. Васильева, М.Е. Цикольева, Г.Д. Олейника, В.П. Орлова, В.И. Павленко, К.В. Павлова, Ю.А. Спиридонова, В.А. Торлопова, С.Н. Харючи, А.Н. Чилингарова, И.Л. Шпектора и др.
Наше исследование посвящено изучению зарубежного опыта относительно северной поли-тики и его проекции на отечественную практику. Поэтому необходимо выделить и труды зару-бежных авторов, анализ которых оказался особенно полезным: Ault T., Bateman M., Bollman R., Bone R., Corkery K., Crawford S., Flaherty J.M., Hamelin L.E., Hawkes D.C., LeClair K., Mc.Niven C., Pigeon M.C., Pilon L., Puderer H., Shields T. и др.
Такое обилие научных трудов говорит о том, что Север изучен достаточно хорошо. Одна-ко, по мере развития производственных и социально-экономических отношений, в том числе отношений рыночного характера, здесь возникают новые проблемы. Нередко северные регионы сталкиваются с отсутствием понимания федеральных властей необходимости особого отноше-ния к ним, учета их специфики при разработке основополагающих нормативных документов, утверждения механизмов финансовых трансфертов, создания системы трудовых и социальных привилегий. В результате большинство северных районов имеет гипертрофированную экономи-ку, индустриальные перегрузки, деградированные ландшафтные системы, низкий уровень раз-вития социальной инфраструктуры, непомерно большие агломерации, низкий уровень произво-дительности труда, социальную и экологическую напряженность, неэквивалентный обмен, на-рушение специфически северного образа жизни и традиционного хозяйства.
В этом отношении очень показательным выглядит зарубежный опыт государственного ре-гулирования развития северных территорий. Зарубежный Север находится под постоянным и пристальным вниманием соответствующих государств, которые не только определяют «правила игры» и выступает гарантом соблюдения установленных норм, но и проводят активную полити-ку, направленную на ускорение социально-экономического развития данных регионов. Целью данной политики является переход от поддержки к регулированию, достижению финансовой независимости северных регионов, созданию комфортных условий для проживания населения на данной территории, комплексному использованию природно-ресурсного потенциала с учетом экологических норм, созданию предпосылок для их устойчивого развития.
Несомненно, что исследования и разработки зарубежных ученых по проблемам экономики и управления федеральным и региональными механизмами, существующими в развитых ры-ночно ориентированных странах, не могут быть перенесены в чистом виде на российские усло-вия. Вместе с тем, необходимо избежать ошибок полного дистанцирования от существующих реалий.
Настоящая работа носит методологический характер. В ней проведен сравнительный ана-лиз законодательного обеспечения государственной северной политики в России и за рубежом, сформулированы направления для устранения существующих недостатков. Определены основ-ные принципы и механизмы политики федерального центра по отношению к северным регио-нам, приведен анализ международного опыта государственного регулирования развития Севера, а также возможности его использования в российской действительности.
Итак, актуальность исследования теоретических основ и практичесого опыта зарубежной северной политики обусловлена, наряду с вышеперечисленными факторами, также и тем, что, несмотря на принимаемые федеральным правительством меры, сохраняются диспропорции в развитии производительных сил. Это, в свою очередь, вызывает снижение эффективности ис-пользования природных ресурсов, депопулялизацию северных территорий, нарушение экологи-ческой обстановки, снижение жизненного уровня населения. В условиях все увеличивающегося значения планетарного Севера как «резервного» региона, создание предпосылок для устойчиво-го развития данных территорий России является стратегической задачей. Существующий зару-бежный опыт может служить вектором для разработки и осуществления северной политики.
Целью исследования является выявление возможностей применения методологии госу-дарственного регулирования зарубежного севера в российской практике с учетом ее специфики.
Достижение указанной цели осуществляется на основе результатов решения следующих задач:
1. Определение сущности и отличительных признаков нормативного обеспечения госу-дарственной политики в отношении северных регионов в России и за рубежом.
2. Выявление основных принципов и методов государственного регулирования развития северных территорий, характеристика механизмов и форм реализации государственной политики в северных странах.
3. Определение новых методологических подходов к формированию региональной поли-тики России относительно северных территорий и оценка ее перспектив.
4. Системный анализ возможностей практического применения методологии северной политики с учетом мирового опыта в российской практике.
Объектом исследования является совокупность экономических, социальных, производст-венных тенденций, которые находят свое отражение в системе региональной политики госу-дарств, имеющих «северный профиль».
Предметом – методы, принципы и механизмы государственной северной политики и ме-ждународный опыт государственного регулирования развития Севера.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения экономи-ческой науки по проблемам федеративных отношений и государственного регулирования, ра-боты отечественных и зарубежных ученых, посвященные закономерностям и проблемам разви-тия северных территорий, анализу тенденций социально-экономической политики, роли госу-дарства в отношениях с северными регионами.
Методологической основой исследования являются достижения отечественных и зару-бежных ученых, теоретические и прикладные работы в области региональной экономики, эко-номической географии, федеральные и региональные нормативные акты, программы, концепции и другие материалы по формированию и реализации экономических и организационных при-оритетов регионального развития.

Диплом Международный опыт государственного регулирования развития Севера

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация