Диплом Теория человеческого капитала проблемы изучения по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Диплом Теория человеческого капитала проблемы изучения

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Теория человеческого капитала проблемы изучения

Предмет:Разное.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение. Проблемы теории человеческого капитала

Глава 1. Проблемы исследований человеческого капитала
Глава 2. Основные дефиниции термина «человеческий капитал»
Глава 3. Классификация человеческого капитала
Заключение
Литература
Приложение

Введение.

Теорией человеческого капитала начали заниматься еще в XIX веке. Та-кие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основ-ного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фи-шер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капита-ла.
С точки зрения социологии теорию человеческого капитала исследуются в трудах таких представителей чикагской школы, как М. Коллингсворт, К. Лан-кастер, Дж. Минсер, Р. Уиллис. Теоретические основы концепции человеческо-го капитала разрабатывались М. Блаугом, У. Боуэном, Б. Вейсбродом, Э. Дени-соном и др.
Существенный вклад в развитие теории человеческого капитала также внесли советские экономисты Л. Я. Гомберг, Ф. М. Волков, И. А. Машинский, И. М. Мусатов, М. В. Солодков, Ю. М. Толыпин и др., детально разработав от-дельные ее элементы. В 1990-х г.г. в России проблемы человеческого капитала исследовались социологами B. C. Автономовым, B. C. Гойло, Л. С. Гребневым, А. И. Добрыниным, С. А. Дятловым, И. В. Ильинским, М. М. Критским, Р. И. Капелюшниковым, В. В. Радаевым, В. Т. Смирновым и др.
Вопросы, связанные с ролью института образования в формировании че-ловеческого капитала, привлекали к себе внимание ведущих отечественных и зарубежных ученых-социологов с начала XX в. Так, проблема самоопределения студенческой молодежи в условиях изменения структуры общества и пере-оценки ценностей стала объектом исследования Л. М. Клейнборта. Важное ме-тодологическое значение применительно к теме данного исследования имеет интегративного общества П. Сорокина.
В 1960-х годы в зарубежной и отечественной социологии объектом ис-следования многих ученых становятся процессы профессионализации. На ос-нове выводов П. Друккера, Д. Имей, В. Г. Подмаркова, М. Х. Титмы, О. Н. Шкаратана, Шубкина В. Н. и др., воспроизводство профессионального, высоко-квалифицированного работника рассматривается как многообразное межсис-темное взаимодействие субъектов социокультурной деятельности. Особый ин-терес с этой точки зрения представляют методологические аспекты исследова-ния социально-профессиональных ориентиров студенчества, рассмотренные в трудах В. А. Ядова.
Широкий круг проблем, касающихся воспроизводства населения во взаи-мосвязи со здоровьем, рассматриваются в трудах В. И. Кричагина, Н. А. Крап-ченко, П. Г. Петрова, B. C. Ягья, Л. Ф. Серенко, В. В. Ермакова, Г. И. Сидорен-ко, Е. Н. Кутенева, М. Ю. Гедышева, M. И. Николаева и др.
Исследования проблем формирования культуры граждан, которая состав-ляет основу морально-нравственных качеств человеческого капитала нашли свое отражение в трудах ряда отечественных и зарубежных политологов. В этом плане заслуживает особого внимания рассмотрение различных аспектов процесса формирования гражданского общества и гражданской культуры в ра-ботах таких авторов, как К.С. Гаджиев, М.М. Кравченко, Н.П. Кочетков, В.Г. Смольков, Л.Г. Титов, П.Ф. Янкевич, и др.
Общеметодологическое значение для разработки теоретических основ исследования соотношения человеческого и других видов капитала имеют тру-ды Г. Беккера, М. Коула, К. Кука, М. Шиффа, Р. Эмерсона, В.В. Радаева и др.
Проблемы оценки человеческого капитала рассмотрены в трудах С.А. Курганского, Быченко Ю.Г., В.А. Сенкова, Л.Г. Симкиной, Синицыной Г.И., И.Г. Саксельцева, Н.Н. Шаш и др.
В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой про-изошел или завершается переход от индустриального к постиндустриальному обществу, который влечет за собой кардинальную перестройку системы обще-ственных отношений.
Такие процессы как обновление производственной базы, автоматизация, компьютеризация, широкое внедрение информационных технологий, измене-ния в организации труда, структурные изменения в экономике, сокращение об-щей доли добывающей промышленности, быстрый рост сферы услуг и непро-изводственных отраслей вызывают необходимость по-новому решать задачи правового регулирования труда, искать новые механизмы, регулирующие тру-довые отношения.
Последние пятьдесят лет в мире наблюдается возникновение компаний и технологий, предоставляющих нетрадиционные услуги, помогающие эффек-тивнее строить бизнес, снижать риски, оптимизировать бизнес процессы. Дан-ное явление не обошло стороной и такую сферу, как управление человеческими ресурсами.
На современном этапе, несмотря на наличие самых разных концепций, существующих на сегодняшний день в сфере воспроизводства, реализации, со-хранения и измерения человеческого капитала, ощущается дискуссионность многих вопросов. Требуется критическое переосмысление ряда теоретических представлений: нуждаются в исследовании вопросы определения особенности человеческого капитала в современном воспроизводственном процессе, роли социальных институтов в формировании человеческого капитала; необходимо исследовать социокультурные источники сохранения и наращивания совокуп-ного человеческого капитала, выявить основные критерии измерения особенно-стей человеческого капитала в условиях рыночной экономики.
Развитие теории человеческого капитала вызвало к жизни множество трактовок этого явления.
Чаще всего под человеческим капиталом понимают знания, умения и на-выки человека, способствующие повышению его производительной силы, а, следовательно, и заработков. Многие экономисты определяют человеческий капитал как совокупность наследственных и приобретенных физических, а также духовных качеств и свойств человека, которые могут использоваться на протяжении определенного периода времени для производства товаров и услуг, а также в состоянии обеспечивать своему владельцу определенный доход. Ис-ходя из данного утверждения, концепция капитала в рассматриваемой теории основана на том, что все то, что реально существует и обладает экономическим свойством оказывать будущие услуги определенной стоимости, можно назвать капиталом. Кроме этого под человеческим капиталом понимается воплощен-ный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его форми-рование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видам человеческих инвестиций относят об-разование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек - в отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной пла-ты), тогда как цены на его активы отсутствуют.
Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него мо-жет принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потреби-тельские аспекты вложений в человека оказываются не менее важными, чем производственные.
Современное состояние теории человеческого капитала обусловлено сле-дующими проблемами:
1. Движущей силой экономического роста становятся люди, обладающие высоким уровнем образования и способные в условиях ускорения научно-технического прогресса более эффективно использовать капитал. Внедрение новейших технологий ведет к качественным сдвигам во всей структуре и орга-низации труда, воздействует не только на занятость, но и на квалификацию, условия труда, способствует возникновению новейших профессий, требующих высокой квалификации и лучшей профессиональной подготовки. Это свиде-тельствует об усилении роли человеческого капитала в условиях перехода к постиндустриализации.
2. Важнейшей закономерностью, определяющей современное развитие мировой экономики, является возраста-ние роли человеческого фактора. Человек, обладающий запасом знаний, умений и навыков общего и профес-сионального характера становится ведущим фактором развития и стабильности экономики. Акценты развития смещаются от производства физического капитала к производству и накоплению человеческого капитала.
Вследствие этого представляется необходимым рассмотреть проблему развития производства образовательных услуг. Для России она является актуальной вследствие необходимости решения сразу двух задач: построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриальной к постиндустриальной эко-номике. Решение первой задачи требует изменения социально-экономических основ системы производства об-разовательных услуг, а решение второй задачи предполагает изменение места самой этой системы в общест-венном производстве.
В процессе формирования в России основных субъектов смешанной эко-номики (домохозяйств, фирм и государства) происходит пересмотр действо-вавшего в рамках советской системы социального контракта, что влечет за со-бой перераспределение издержек и выгод инвестиций в человеческий капитал. Возникает проблема создания новой институциональной организации произ-водства и накопления человеческого капитала. В данной связи актуальным представляется рассмотрение институциональных факторов, определяющих распределение инвестиционных затрат между экономическими субъектами и содержания заключаемого между ними социального контракта по поводу про-изводства человеческого капитала. Подобный анализ современной институцио-нальной организации производства образовательных услуг формирует методо-логическую основу для создания нового организационно-экономического меха-низма образования.
3. С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы ис-пользования налично данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма и послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала.
4. За последние годы в мировой экономике произошло изменение структу-ры совокупного капитала. Это связано с доминированием человеческого капита-ла в структуре национального богатства . В качестве базовых факторов форми-рования общественно-экономических отношений теперь наряду с собственно-стью и властью с нарастающей активностью выступает «символический капи-тал» - знания, ценностные предпочтения, культурно-психологические мотивы интеракции. В этой ситуации ориентир на «высокие знания» и непрерывное об-разование становится доминантным ценностным предпочтением человека.
5. Совокупная стоимость некоторых компаний основывается на человеческом капитале, таком, как преданный персонал, квалифицированные менеджеры. Исключительно на человеческом капитале основывается "владение" футбольной или баскетбольной командой. В общепринятых системах бухгалтерского учета такие активы игно-рируют из-за трудности объективной и поддающейся проверке оценки. Очевидно будущую экономическую стоимость служащих трудно определить с какой-либо точностью, и даже при учете по первоначальной стоимо-сти нелегко добиться ясности при исчислении затрат на создание таких активов и выявить ненужные затраты. Тем не менее, в литературе выработаны некоторые простые методы оценки человеческого капитала. Они пре-дусматривают накопление затрат на найм и обучение штата с учетом увольнения его части и т.п.
6. Современной экономике присущи тенденции глобальной информатизации общества. В зарождающемся

Диплом Теория человеческого капитала проблемы изучения

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация