Курсовая Социализация личности по социологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Социология / Курсовая Социализация личности

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Социализация личности

Предмет:Социология.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
1. Сущность понятия «социализация»
2. Социализация как научная проблема
3. Формы социализации
4. Способы прохождения социализации личности
Выводы
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что современная цивилизация, взя-тая в ее простейшем понимании как все совокупное многообразие стран и наро-дов, переживает колоссальные, глобальные эволюционные и революционные из-менения количественного и качественного характера. При этом характер происхо-дящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравно-мерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих измене-ний.
В данных условиях одной из проблем, в отношении которых назрели необ-ходимость и возможность целостного осмысления, является социализация. Во-просы социализации сегодня должны занять в повестке дня место первостепен-ных, можно сказать, критических, авральных. Во-первых, потому что они уже обострены до предела, их грозовой потенциал, доныне прорывавшийся в локаль-ных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразному соци-альному обвалу.
Кроме того, сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способст-вует пристальному обращению к этой проблеме. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих обще-ственных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и лично-стей. В этих условиях, как правило, повышается актуальность научных исследо-ваний как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность.
Во-вторых, сейчас наша социальность пребывает в определенном кризисе, и удержаться от социальной катастрофы - насущная задача. В такие периоды важ-нейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда идет, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожида-ние дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра.
Наконец, в третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспекти-вы социальных преобразований современной России. Потому что, как отмечал К. Манхейм: "Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Обра-зование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обу-чения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пре-небрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно изменяющимися обще-ствам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью (87, с.443-444).
Между тем, современное общество еще не осознало ни масштабов этой про-блемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений. Думается, что одной из причин такой беспечно-сти является недостаточность целостного осмысления проблемы социализации во всем ее современном объеме.
Но сегодня в отечественной науке проблемы социализации скорее намече-ны, чем глубоко проанализированы. И если раньше это было связано, прежде все-го, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок.




Одним из важнейших объективных обстоятельств, сдерживавших длитель-ное время у нас в стране исследование проблем социализации, было то, что пока был простор для экстенсивного экономического развития, социализующие про-цессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку было обеспечено сравни-тельно стабильное и неизменное "расширенное воспроизводство" общественной жизни. Условия экстенсивного экономического развития страны создавали воз-можности для интеграции и адаптации основной массы молодежи в сфере образо-вания и производства. Относительно низкий уровень развития производительных сил не предъявлял особых требований к специальной подготовке молодежи и по-зволял осуществлять почти беспроблемную трудовую и социальную интеграцию.
Между тем, затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудов-летворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем со-циализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реаль-ных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изме-нилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать. Все бо-лее открыто признается теоретическая и методическая беспомощность "воспита-телей" и "социализаторов" разных уровней и направлений. При рассмотрении со-временных проблем молодежи ключевыми словами становятся "крах идеалов", "катастрофа воспитания", "крах ценностей человека и человеческого", "крах гума-низма" и т.д.
Чтобы корректно отнестись к таким оценкам необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе социализационного процесса, его закономерностях, формах, типах, есть, прежде всего, ответ на вопрос о принципи-альном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием "истинности" соответ-ствующих представлений об устройстве социальной действительности. Поэтому сегодня, как редко в какое другое время, в общественной науке и практике назрела необходимость ревизии, переработки и разработки философских, теоретических и методологических оснований проблемы социализации молодежи .
Из наследия 70-80-х гг. большую ценность, на наш взгляд, представляют исследования методологического характера, заложившие основы социологии мо-лодежи в нашей стране, методологические предпосылки анализа жизнедеятельно-сти молодого поколения в обществе в целом. Для нас ценны многие положения, касающиеся характеристик молодежи и подходов к ее изучению, выдвинутые в трудах И.В.Бестужева-Лады, Е.Е.Леванова, И.М.Ильинского, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, В.М.Соколова, В.Н.Шубкина и др. Среди них - положение о со-циальной обусловленности позиций молодежи в различных сферах жизнедеятель-ности, о психологических особенностях юношества как специфической социаль-но-демографической группы, о важности процесса самопознания молодого поко-ления, об обязанностях общества по отношению к молодежи и обратной зависи-мости между ними, о возможности прогнозирования социальных потребностей и многое другое.
Современную проблематику, в которой разворачивается исследовательский процесс по изучению молодежи, можно разбить на несколько групп.
К первой группе научных разработок нужно отнести труды, посвященные проблемам молодежи как особой социально-демографической группы. Это рабо-ты Блинова Н.М., Боряза В.Н., Волкова Ю.Е., Ильинского И.М., Иконниковой С.Н., Лисовского В.Т., Кона И.С., Капто А.С., Мансурова В.А., Филиппова Ф.Р., Чупрова В.И. и др. Исследования этих авторов в основном направлены на анализ положения молодежи в социальной структуре общества.
Вторая группа сконцентрирована вокруг проблемы интереса. Этому удели-ли внимание такие исследователи, как Ануфриев Е.А., Бернацкий В.О., Гак Г.М., Глезерман Г.Е., Здравомыслов А.Г., Завьялов Ю.С., Кронрод Я., Морозов В.С., Нестеров В.Г., Борисов В.К., Сморгунов Л.В. и др.
Общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализируются в работах Б.Г.Ананьева, Андреенкова Н.В., С.С.Батенина, Л.П.Буевой, В.В.Москаленко, В.Г.Немировского, Б.Д.Парыгина и др.
Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в рабо-тах И.С.Кона, О.И.Шкаратана и А.М.Коршунова, Ю.Н.Давыдова и И.Б.Роднянской, К.Г.Мяло, С.Н.Иконниковой, Г.А.Чередниченко и В.Н.Шубкина и др.
Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии вы-деления рассматриваются в работах Л.А.Антипова, Г.И.Гилинского, А.Я.Кузнецовой, И.С.Кона и др.
Институты социализации анализируются в работах Н.В.Андреенковой, В.Я.Титаренко и др.
До сих пор интересны и полезны, на наш взгляд, работы зарубежных уче-ных, в которых анализируются взаимоотношения между поколениями в совре-менных условиях. Это монографии, авторами которых являются Т.Роззак, Х.Кройц, (212, 205).Уникальным по своему энциклопедическому характеру явля-ется издание под ред.Д.Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социали-зации. (199 )
Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвя-щена работа И. Таллмана, Р.Маротц-Бадена, П.Пиндаса (219 ).Вместе с тем, не-смотря на множественность направлений и подходов, разработка проблемы со-циализации сегодня не только далека от завершения, а напротив, все более демон-стрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного, дополни-тельного изучения почти устоявшегося, так и открытия новых граней и полей изу-чения. Это касается, к примеру, совершенно новых аспектов в традиционной про-блеме взаимоотношений поколений, которая сегодня утеряла свою дихотомичную структуру, ввиду чего ее пространство требуемых решений значительно усложни-лось, а современное общество оказалось к этому совершенно не готово, ни идей-но, ни деятельностно. Или кризиса современного образования, этого устоявшегося и ставшего традиционным института социализации молодежи, оказавшегося не в состоянии квалифицированно осмыслить суть происходящих на излете ХХ века изменений и выработать адекватную им стратегию собственного развития. Нако-нец, в этот же ряд можно поставить даже саму проблему социализации молодежи, которая сегодня подвержена настолько сильному давлению новых реалий насту-пающего тысячелетия, что в ней уже трудно сказать, что отныне имеется в виду под молодежью, и какое отношение к традиционному содержанию социализации имеет то, что становится ее смыслом теперь.
Конечно, невозможно претендовать в одной работе на полный охват всех современных проблем социализации молодежи. Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить такое концептуальное видение этой проблемы в целом, из которого и стали бы понятны многие уже проявленные в событиях ее аспекты, подуровни или части, и сформировалась бы теоретическая платформа для дальнейших прогнозов, оценок и стратегий. Нам представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации молодежи, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и инноваций, или даже шире - традиционного и инновационного, в некотором смысле ставшая знаменем времени, в большой степени определившая и обусловливающая измене-ния и характеристики многих современных процессов, проблем и затруднений.
В двух словах можно сказать, что процесс социализации поколений, входя-щих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс самовоспроизвод-ства общества, тесно связан с традициями. А современный этап мирового общест-венного развития не менее тесно связан с инновациями. Эти два, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельства, тем не менее, вынуждены совмещаться в одном современном социальном пространстве. Это порождает не только объек-тивные коллизии современной истории, но и все более настоятельно требует вы-работки знаний, принципов, правил и методов деятельности, способной учесть и эффективно выстроить их взаимодействие, избежав катастрофических противоре-чий.
Поэтому целью данного реферата является разработка целостной концеп-ции социализации, с точки зрения значимос

Курсовая Социализация личности

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация