Диплом Экологическое образование в непрофильном вузе по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Диплом Экологическое образование в непрофильном вузе

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Экологическое образование в непрофильном вузе

Предмет:Педагогика.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического образования у студентов
1.1.Формирование экологических знаний, умений и навыков в процессе обуче-ния студентов в вузе как педагогическая проблема
1.2. Моделирование педагогического процесса формирования экологических знаний, умений и навыков
Глава 2. Процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у студентов непрофильного вуза
2.1. Технология обучения экологии студентов в непрофильном вузе
2.2. Этапы формирования экологических знаний, умений и навыков у студентов непрофильного вуза
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Развитие высшего инженерного образования в XXI веке зависит от соци-альной экологической среды жизнедеятельности человека. Динамично разви-вающаяся
экономика, базирующаяся на высоких технологиях, неизбежно мотивиру-ет
развитие инженерного образования, требует от него постоянно актуали-зировать
содержание, обеспечивать подготовку инженерных кадров, отвечать
за экологическую безопасность окружающей природы, повышать
уровень экологических знаний, умений и навыков у студентов непро-фильного вуза - будущих
инженеров. Образование становится базой развития современной эколо-гической,
социальной сферы, влияющей на профессиональную деятельность,
состояние окружающей среды, экологическую безопасность.
Как известно, направления инженерной деятельности либо копируют
природу, либо, если и создают новое, то лишь в рамках законов природы. Все
практические направления деятельности людей базируются на знаниях, полученных
в результате образовательной деятельности. Естественнонаучные и
технические дисциплины объединены общностью материальных основ и
фундаментальных законов природы, которым подчиняются любые мате-риальные
процессы. Блок естественнонаучных дисциплин в непрофильном вузе,
в который входит и экология, описывает с различных сторон один и тот же объект
- природу. Блок общепрофессиональных дисциплин по техническим
специальностям базируется на естественнонаучных дисциплинах, обслу-живающих
более 300 технических специальностей, разнообразных по содержанию.
но единых по фундаментальности. Они базируются на концепциях о ма-териальном
единстве окружающего нас мира, о единстве законов, которым подчиня-ются
все материальные процессы. Таким образом, подготовка в технических
вузах современных инженеров предполагает повышение экологической
компетенции, компетентности на основе интеграции всех видов знаний в сознании
студентов.
Под влиянием современных экологических проблем сегодня необходимо
развивать системное экологическое образование. В связи с этим в инже-нерном
образовании происходят процессы переориентации от узкопрофессио-нального
подхода подготовки специалистов к развитию новой парадигмы
образования, суть которой состоит в формировании компетентной широ-кообразованной
личности, обладающей системным и творческим мышлением
способной к целостному видению и анализу проблем социальной и эко-логической
сферы.
Однако анализ образовательного процесса в непрофильном вузе позволя-ет
обнаружить недостаточность экологических знаний у студентов, их не-сфор-
мированность на основе глубокого внутреннего естественнонаучного
(экологического) единства всех дисциплин. В связи с этим представляет большой
интерес научного изучения формирования экологических знаний, умений и навыков у
студентов непрофильного вуза, её структуры, определения педагогиче-ских
средств, методов и форм обучения, создания педагогической модели эко-логической
подготовки инженеров в непрофильном вузе.
в настоящее время соответствующий педагогический процесс слабо
ориентирован на решение такой задачи, не имеет достаточной научно-
методической базы. Это побуждает обратиться к изучению состояния экологического
образования в современной педагогической теории. Общие аспекты
экологического образования представлены в работах Н.М. Александрова,
С.В.Алексеева, Л.Л.Анастасовой, Р.С.Бондаревской, Ю.А.Гагина, И.Д.Зверева,
А.Г.Муравьёва, В.В.Михайловой и др. Одним из факторов, определяю-щим особенность
педагогического процесса, является специфика формируемого качества
личности. Поэтому выявлению сущности компетентности посвящены ра-боты
философов, психологов, педагогов, в том числе М.В.Бастрикова, Б.Н. Другано-
ва, В.С.Калиты, М.Н.Карпетовой, Н.Е.Костылевой, Л.Ю. Кривцова, И.Ф.Крив-
ганского, Ю.Г.Кузнецова, А.А.Толмачёва и др. В литературе имеют место научные
представления о структуре, функциях, содержании компетентности.
Этот аспект описывают В.Е.Морозова, В.А.Напёров, Ю.П.Платонов,
И.О.Котлярова, Н.В.Кузьмина, А.К.Марков. При этом в работах
А.К.Маркова, И.В.Кузьминой, И.И.Проданова профессиональная компе-тентность
рассматривается как структурный компонент профессионализма. В рабо-тах
С.Н.Глазычева, С.Д.Дерябо, Н.Б.Никонорова, А.Д.Урсула, Б.Т.Лихачёва,
В.А.Ясвина раскрывается формирование экологического сознания, мыш-ления
и культуры. Внимание А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегина на-правлено
на формирование экологической культуры личности и общества.
Исследования Е.Б.Амирова, А.Е.Беляева, В.П.Кислициной посвящены экологизации
образования как средства реализации государственной экологической
политики, к проблеме экологического воспитания у школьников отнесе-ны публикации
З.М.Машеровой, Е.Е.Ивановой, Н.М.Биктимирова, у студентов -
О.Н.Вережниковой, С.А.Жигановой, Т.И.Кручининой, Ю.Ф.Миляева и др. Проблемам
формирования экологических знаний при подготовке инженерных кадров
посвящены публикации Л.И.Будника, Г.Н.Гребенюк, Н.М.Домановой и др.
Вместе с тем анализ педагогической теории в области экологического
образования показывает, что в ней преобладает постановка проблемы
формирования экологических знаний и культуры и отсутствуют полные знания
о педагогическом процессе формирования экологических знаний, умений и навыков у студентов
непрофильного вуза - будущих инженеров на основе интеграции всех ви-дов
знаний и их междисциплинарности.
Таким образом, анализ научной литературы и образовательного
процесса в технических вузах показал, что существует противоречие: с одной
стороны, между объективной потребностью в формировании экологиче-ских знаний в сознании студентов на основе единства всех изучаемых дисцип-лин,
недостаточным уровнем сформированности у них экологических знаний, умений и навыков,
с другой - недостаточной разработанностью в педагогической науке цело-стного
представления о процессе формирования экологических знаний, умений и навыков у
студентов в процессе их профессиональной подготовки при обучении в техническом
вузе. Отсюда выявленные научные предпосылки исследования позволили
определить проблему, состоящую в обосновании процесса формирования
экологических знаний, умений и навыков у студентов непрофильного ву-за - будущих инженеров.
с учётом вышесказанного была определена тема: «Формирование эколо-гической
компетенции у студентов непрофильного вуза».
Объект исследования - экологическая подготовка будущих инженеров
в непрофильном вузе.
Предмет исследования - процесс формирования экологических знаний, умений и навыков
у студентов непрофильного вуза (на примере изучения экологии).
Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий форми-рования
экологических знаний, умений и навыков у студентов непрофильного ву-за.
В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены сле-дующие
задачи исследования:
1. Раскрыть сущность экологических знаний, умений и навыков будущих инженеров,
его компоненты и качественные различия.
2. Описать принципы отбора содержания экологии с учетом естественно-научных,
общепрофессиональных и специальных знаний, способствующих
формированию у студентов непрофильного вуза экологических знаний, умений и навыков.
3. Разработать модель формирования экологических знаний, умений и на-выков у будущих
инженеров как технологию обучения экологии в непрофильном вузе.
4. Определить совокупность педагогических условий и средств действен-ности
модели формирования экологических знаний, умений и навыков на каж-дом этапе
обучения студентов в непрофильном вузе.
Гипотеза исследования - формирование экологических знаний, умений и навыков
у студентов непрофильного вуза - будущих инженеров - будет наиболее
эффективна, чем в массовом опыте, если:
- рассматривать формирование экологических знаний, умений и навыков, как одну из
специфических целей инженерного образования, нуждающуюся в специ-альном
содержательно-процессуальном обеспечении;
- экологическая компетенция у студентов непрофильного вуза будет по-ниматься
как формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных
на осознание моральной ответственности личности за состоянием окру-жающей
среды во всех видах инженерной деятельности;
- содержание экологии с учетом естественнонаучных, общепрофессио-нальных
и специальных знаний структурируется с учётом принципов: интеграции,
системности, непрерывности, взаимосвязи и единства экологических зна-ний;
- технология обучения экологии в непрофильном вузе интегрирована в модель
формирования экологических знаний, умений и навыков у студентов - будущих инженеров;
- будут учтены педагогические условия и средства действенности модели
формирования экологических знаний, умений и навыков и на каждом ее этапе.
Методическую основу исследования составили идеи теории целостного
педагогического процесса (Б.Г.Ананьев, А.А.Богданов, В.С.Ильин,
В.В.Краевский, Н.К.Сергеев); теории учебной деятельности (П.Я.Гальперин,
А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, В.В.Репкин); проблемного развивающего и опережающего
обучения (В.В.Давыдов, С.Н.Лысенкова, В.Оконь, С.Л.Рубинштейн
и др.); личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Г.Гаудиг,
В.В.Сериков, Н.А.Менчинская, И.СЯкиманская и др.); деятельностного подхода
к развитию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); инженер-ной психологии
(Р.М.Ганье, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.); теории профессионального
становления и подготовки в системе профессионального образования
(Е.Н.Андреев, СЯ.Батышев, Г.А.Бокарева, А.Н.Волковский, Е.К. Климов,
Д.К.Советкин и др.); теории и методики преподавания естествознания
(П.И.Боровицкий, В.В.Вагнер, В.И.Верховский, Б.В.Всесвятский, В.Ф.Зуев,
Е.А.Звягинцев, Д.И.Кайгородов, Д.М.Кирюшкин, И.И.Раевский, Д.Е.Райков,
Д.И.Менделеев, И.А.Симашко, В.Н.Столетов и др.); педагогические про-блемы
экологического образования (И.Д.Зверев); межпредметные связи и
взаимосвязь общего образования с политехническим (П.А.Знаменский,
В.Г.Зубов, А.Г.Небольсин и др); системного анализа жизнедеятельности организма
и его психических функций (Л.С.Выготский, И.М.Сеченов,
К.Д.Ушинский, А.А.Ухтомский и др.); идеи и теории педагогической психологии
(И.А.Сикорский, А.А.Смирнов, Р.Стернберг и др.); принципы научности и
индивидуальности обучения (О.С.Гребенюк, М.Н.Скаткин и др.); прин-ципы
единства обучения и воспитания (К.Д.Ушинский); использование техни-ческих
средств обучения, педагогической и дидактической их возможности
(С.Г.Шаповаленко), игровое обучение, логико-методический подход
в обучении (Г. П. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин); использование в педа-гогике
эксперимента (Л. В. Занков, С. Т Шацкий и др.).
в соответствии с характером поставленных задач в работе использован
комплекс методов исследования:
- теоретических (изучения философских, социологических, психологиче-ских,
педагогических трудов, структурно-функциональный подход к изучению
экологических знаний, умений и навыков, теоритический анализ и синтез научных концепций,
позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему
и выявить положения, ставшие базовыми в нашем исследовании);
- эмпирических (изучение педагогической практики, изучение и обобще-ние
передового опыта, опытно-экспериментальная работа, включающая в се-бя
диагностический, констатирующий и формирующий эксперименты, на-блюдение,
опрос, тестирование, анкетирование, статический и качественный анализ
результатов эксперимента).
Основные этапы исследования. Организация исследования: исследование

Диплом Экологическое образование в непрофильном вузе

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация