Диплом Сбережение здоровья у дошкольников по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Диплом Сбережение здоровья у дошкольников

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Диплом Сбережение здоровья у дошкольников

Предмет:Педагогика.
Цена:150 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Ведение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме здоровьесбережения
у дошкольников………………………………………………………………………13
1.1. Проблема здоровьесберегающего образования………………………………..13
1.2 Методологические основы обеспечения здоровьесбережения……………...31
1.3. Практика организации обеспечения здоровьесбережения в ДОУ……………47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа …………………………………..104
2.1. Изучение воздействия физических упражнений на организм детей………..104
2.2. Констатирующий эксперимент………………………………………………..114
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………………..125
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………………….123
Заключение………………………………………………………………………….130
Список литературы…………………………………………………………………136

ВВЕДЕНИЕ

В литературе понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка «здоровья» поднимает значимость фи-зической культуры на новый уровень: она становится основой формирования здо-рового образа жизни человека. А основы здорового образа жизни человека закла-дываются в дошкольном возрасте. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.
В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физиче-ского развития. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений совре-менных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.
Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получив-ших гриф Минобразования России, постепенно расширяется. Информация о них содержится в инструктивно-методических письмах Минобразования России "О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте пе-дагогики развития от 24.03.95 N42/19-15 и "О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений от 29.01.96 N90/19-15 и др. Немаловаж-ную роль в работе детского сада по сохранению и формированию здоровья ребенка играют такие программы, как: "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Программа и методический комплект для дошкольных образовательных учрежде-ний). Авторский коллектив: Р. Стеркина (Минобразование России), Н.Авдеева (институт человека РАН), О. Князева (институт педагогических инноваций РАО); "РАДУГА" - комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений. (Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гри-шавин и другие (Институт общих проблем образования Минобразования России)). Важнейшими компонентами этих программ являются игра и физическое развитие ребенка, формирование привычки к здоровому образу жизни, приобщение к физи-ческой культуре. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. При отсутствии достаточного количества движений развитие детского организма будет нарушено. Это положение подтверждается наблюдениями К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, А.Ф. Тура, М.И. Фонарева, сравнивших развитие детей, на-ходившихся в разных условиях физического воспитания. Они утверждаю, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - основное проявление жизни ребенка. Ограничение движений или их нарушение сказывается на всех жизненных процес-сах, на деятельности органов, отрицательно отражается на обменных процессах, а, следовательно, на здоровье детей, тормозит их умственное развитие [30, с. 64] .
Другой серьезной проблемой является то, что дети часто болеют простудными заболеваниями. По статистическим данным последних пяти лет заболеваемость де-тей в детских садах увеличилась почти в 2 раза [54, с. 2]. Среди причин такой забо-леваемости следует назвать невыполнение программных требований по закалива-нию, недостаточный уход за детьми, несоблюдение санитарно-гигенического ре-жима и нарушение двигательного режима в ДОУ, т.е. недостаточная двигательная активность.
Активные движения, появляющиеся у ребенка в определенной последова-тельности - важнейший показатель правильного нервно-психического развития. И одна из проблем состоит в том, что дети мало двигаются. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врач и педагог В.В. Гори-невский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но снижает их умственную работоспособность, тормозит их общее развитие, делает детей безразличными к окружающему [15, с. 11].
Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах таких ученых, как Е.А. Аркин, М.Н. Алиев, В.К. Велитиченко, С.М. Иванов, С.П. Кожин, К.Н. Способина, В.Л. Стра-ковская и др. В том числе, применительно к различным типам патологий: дыха-тельных путей - М.Н. Алябьева, Н.Д. Горелик, Т.В. Карачевцева; зрения, слуха и речи - Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан; опорно-двигательного аппарата - Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова, В.М. Виленский; эндокринной системы - И.И. Анни-кова и др.
Однако вопросы построения работы по сохранению здоровья ребенка в усло-виях детского сада оказались, по нашему мнению, охвачены лишь фрагментарно. Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве [8, с. 17]. Эту установку выдвинул еще Е.А. Аркин, однако и по сей день она не получила должной конкретизации. Ее конкре-тизация предполагает не только создание специфического программно-методического обеспечения, но - шире - отработку новых моделей ДОУ, по приня-той типологии относящихся к детским садам компенсирующего вида, присмотра и оздоровления и др. [8, с. 18].
Так, Бирюкова Н.Г. и Шумилова О.П. в своей работе «Диагностика, как основа индивидуального подхода в оздоровлении детей» раскрывают методы проведения диагностики школьников в ДОУ, которые позволяют учитывать разные стороны в развитии каждого ребенка и группы в целом, а также подобрать комплекс методик и приемов, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, эколо-гических, культурных, психологических и многих других факторов. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наибо-лее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из усло-вий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие является психологический микро-климат семьи. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаи-моотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и другие). В исследованиях Н.С. Собельмана, А.Е. Рабухина, М.П. Похитоновой, Л.Н. Алексеевой доказано, что изнеживающий режим для детей в ДОУ (и особенно - лечение длительным по-коем) оказывают неблагоприятное воздействие. Многие специалисты считают, что именно детский организм наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита движений, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка (А.А. Кисель, В.И. Молчанов, Е.Г. Леви-Гориневская, О.Н. Булычева, В.Л. Страковская и др.). В работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева, Е.А. Аркина, А.Ф. Тура, А.Б. Ган-дельсмана, К.М. Смирнова, И.М. Фонарева и др. Установлено, что полноценное развитие движений с самого раннего возраста способствует формированию нерв-ной системы, правильному строению и функции опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Лопуга В.Ф. заостряет внимание на том, что образовательная среда является основной системой, содействующей сохранению здоровья детей. В результате ряда экспериментальных работ обнаружено, что движения детермини-руют развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем орга-низма ребенка-дошкольника, как костно-мышечная (Е.А. Клебанова, Т.В. Пана-сюк), дыхательная (Ц.В. Какабадзе, В.И. Козлова), сердечно-сосудистая, терморе-гуляционная (Э.И. Аршавская, В.Я. Еремеева, Т.О. Чернякина, Г.П. Юрко). В рабо-тах Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, М.Ю. Кистяковской сформированность моторики ребенка рассматривается как один из важнейших показателей развития этих функций. Авторы выдвинули идею активного воздействия на развитие движе-ний и функций организма путем соответствующей организацией целостной дея-тельности ребенка раннего возраста [31, С.23]. Эта идея может быть распростране-на и на область работы с дошкольниками. В медико-биологических исследованиях экспериментально доказано влияние двигательной активности на сохранение здо-ровья, физическое развитие и физическую подготовленность дошкольников (Г.П. Юрко, О.В. Силина, В.Г. Фролов и др.). В.А. Кривошей, Т.С. Некрасова, А.Н. Ро-маева выявили положительную динамику показателей окружности грудной клетки, мышечной силы рук, массы тела у детей в условиях экспериментального двига-тельного режима. По данным М.В. Антроповой, Г.П. Салышковой, Р.В. Силла, Н.Т. Тереховой и др., систематические физические упражнения, будучи эффективным средством профилактики умственного переутомления, способствуют повышению умственной работоспособности детей [39, с. 32]. В целях сохранения высокого уровня работоспособности дошкольников на занятиях, требующих значительной умственной нагрузки, предлагается применять разнообразные формы активного отдыха (М.П. Голощекина, Т.И. Осокина, А.П. Ерастова, Н.П. Кочетова, Н.А. Нот-кина, Г.П. Лескова и др.). Результаты ряда исследований свидетельствуют о значи-тельном улучшении качественных и количественных показателей основных дви-жений детей, занимающихся по усовершенствованным двигательным режимам (Ю.Ф. Змановский, С.П. Громова, Г.В. Сендек, Л.В. Карманова, Г.В. Шалыгина, Ю.Ю. Рауцкис, В.А. Шишкина, В.Г. Фролов, Е.Н. Вавилова и др.). Данные, полу-ченные С.М. Громбаха, Г.П. Юрко, Т.Л. Богиной, раскрывают значение двига-тельной активности для профилактики различных заболеваний дошкольников. При этом, благодаря организации двигательного режима, обеспечивающего оптималь-ный уровень двигательной активности, снижается число острых респираторных за-болеваний, а число часто болеющих детей сокращается в два раза [3, с. 12].
С выводами этих физиологических, психо-физиологических, медико-педагогических работ согласуются положения современной детской психологии и дошкольной педагогики. В психологических исследованиях А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, А.И. Мещерякова, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и др. движение и действие интерпретируются как фундаментальное основание разви-вающейся психики ребенка, ее когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Пси-хологами приоткрыт отнюдь не метафорический смысл таких выражений, как «ручное мышление» (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддья-ков, С.Л. Новоселова), «двигательное воображение» (В.Т. Кудрявцев).
В последние годы общеразвивающий потенциал двигательной активности становится предметом проектирования в русле ряда образовательных проектов: программы «Старт», «Театра физического воспитания», программы развития дви-гательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками В.Т. Кудрявце-ва и др.
Все выделенные выше направления исследований и п

Диплом Сбережение здоровья у дошкольников

Цена: 150 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация