Реферат Психология познания по психологии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Психология / Реферат Психология познания

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Психология познания

Предмет:Психология.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение...................................................... 3
1. Деятельность человека – основа психического отражения..….............. 7
2. Образ мира – объяснение мира и руководство к действию в нем...….... 9
3. Эмоции и чувства – субъективные индикаторы смысла...…........ 12
4. Сознание, язык и речь. Бессознательное..............…....... 15
Литература..................................................................27

Введение

Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающе-го мира. Первые представления людей о мире были мифологическими. Осо-бенность их была в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов). Следовательно, наиболее архаические представления людей были неизбежно сильно психологизированы – сам мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений.
Донаучная психология. Действительно, все мифы творения предполагают первых создателей – творцов мира и вселенной. Это были: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Ве (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриарха-та), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Ид-занами (Япония) и многие другие у различных народов.
Во всех мифах обнаруживаются важные первоначальные затруднения: грехопадение (Библия, Талмуд), нарушение запрета (например, индейская ис-тория Пойа), трудный выход из-под земли (североамериканские индейцы), убийства (Древня Греция, Скандинавия, Библия), кражи (полинезийский Мауи, древнегреческий Прометей), излишнее любопытство (Пандора). В основе каж-дой из таких трудностей лежат те или иные мотивы мифологических героев – ясно видно, насколько хорошо люди уже представляли себе психологические механизмы человеческих поступков, их многообразие и сложность.
Особенная мифологическая тема – любовь. Тема по истине бесконечна, порой кажется, что любовь в различных ее версиях и события вокруг нее со-ставляют основное содержание ранней культуры.
Житейская психология. Житейская психология – это разнообразный на-бор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова “житейская” можно гово-рить также “повседневная психология” или “обыденная психология”. Житей-ская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания. Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем бук-вально на каждом шагу.
Во-первых, это народные пословицы и поговорки, в которых собраны многочисленные наблюдения и сформулированы житейские закономерности: Яйца курицу не учат, Стерпится – слюбится, Что город, то норов, что деревня, то обычай, Лицом хорош, да душою непригож, Не силен – не борись, не богат – не сердись, Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй, Рука руку моет, Лю-бовь не тетка, придет – не выгонишь, У кого много причин, тот много врет, Старые дураки глупее молодых, Седина в бороду – бес в ребро. Как видим, в них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.
Во-вторых, это тексты по гуманитарным знаниям, а также по технике и естествознанию. В первую очередь – художественная литература, в которой мы находим множество тонких психологических наблюдений. Любое произведе-ние подлинного искусства содержит идеи судьбы, течения и построения собы-тий жизненного пути, поступков людей, т.е. самых важных и высших проявле-ний их психического склада, личностных качеств.
В-третьих, психологические знания и умения могут содержатся и в не-словесной форме. Они опредмечиваются, материализуются во множестве про-дуктов, которые производит человек. Например, даже в простых орудиях труда (скажем, молотке) не только заложена специфическая операция, но и содер-жится способность человека этим орудием воспользоваться – это важная ха-рактеристика его уровня развития. Кстати, уровень психического развития ре-бенка мы также определяем часто в зависимости от того, какими орудиями и насколько успешно он умеет пользоваться (ложка, одежда, карандаш…)
Главные особенности житейской психологии: а) укорененность в культу-ре, мифологическое наследство, б) зависимость от исторического прошлого и национальных особенностей народа, в) высокая зависимость (в словесных вы-ражениях) от господствующих в обществе идей – научных, политических, ху-дожественных…
Научная психология. Психология – очень старая и одновременно очень молодая наука. Как самостоятельная научная дисциплина существует чуть бо-лее ста лет, с тех пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающе-го мира. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX – начала XX века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно: у психологии огромная предыстория и очень корот-кая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, ко-торый ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это про-изошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает ‘psyche’ – душа, ‘logos’ – наука, учение. То есть – "наука о душе". В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор со-хранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, заду-шевный разговор и т.п.
Предметом психологии является психика человека и животных, вклю-чающая в себя различные субъективные явления. Одни из них, такие как ощу-щения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, че-ловек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называ-ют познавательными процессами. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношения к миру и людям, управляют поступками человека, их называют мотивационными процессами – к ним относят потреб-ности, мотивы, цели, интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский ре-пертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль ("индивидуальный почерк") деятельности, темперамент – вместе они составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенно-стями, и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями – к ним относят волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание, личность, индивидуальность, характер. Кроме того, психология изу-чает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явле-ний и в свою очередь зависимость формирования и развития психических яв-лений от них.
Первое, что потребуется вам для решения своих профессиональных за-дач, это умение различать объективные факты и психические (психологиче-ские, субъективные) факты. Главный признак последних в том, что они субъ-ективны. Это означает, что они могут меняться в зависимости от того, о каком субъекте идет речь. Если субъектом являются отдельные люди, то факты спо-собны меняться от человека к человеку, если субъектом является группа, то различные группы могут порождать различные факты. Предлагаемый критерий довольно точен – вам достаточно спросить себя: если бы здесь был другой че-ловек, получили бы мы то же самое событие (явление, мысль, поступок, дейст-вие, операцию, суждение, отношение и проч.) или нет. Если ответ отрицателен, то это и означает, что вы имеете дело с психическими фактами. Они могут быть сколь угодно субъективны, но это и есть психические факты. В приведен-ных ниже примерах вы увидите, как различаются объективные и субъективные факты.
1. Некий человек говорит о ком-то другом гадости – это факт объектив-ный (говорит) и одновременно субъективный (он именно так говорит).
2. Человек жалуется на плохую память («не помню, как это произошло, у меня вообще трудности с памятью») – объективно фиксируется факт жалобы или отказа вспоминать. Субъективно же это может быть все, что угодно: дей-ствительно жалоба, просто нежелание, боязнь свидетельствовать, недоверие собеседнику и пр. В последнем перечне все это психические факты, поскольку у разных людей мотивы приведенного высказывания могут быть различны.
3. Некто выглядит расстроенным, рассеянным, подавленным, говорит не-громко, часто отвлекается от сути разговора – вы можете предположить, что он чем-то расстроен, опечален, обеспокоен и т.п. Как объективный факт вы може-те зафиксировать только то, как выглядит его поведение, а то, что вы предпо-ложили – это ваше заключение о причинах его поведения. Чтобы ваши предпо-ложения стали фактом, их необходимо еще проверить. Практическая проблема состоит в том, что психические факты, в отличие от объективных, не только трудно фиксировать, но еще труднее – подтверждать или проверять.
Таким образом, мы выяснили, что объективные факты – это то, что мож-но наблюдать со стороны, а психические факты – то, что составляет субъек-тивный опыт человека. Что такое внутренний, или субъективный опыт, вы поймет, если обратите взор внутрь себя. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Так, вы видите помещение, в котором находитесь, пытаетесь понять данный текст, вам в данный момент может быть грустно или скучно, вы что-то вспомнили, чего-то хотите… Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.
Важнейшая особенность психических фактов (явлений) – их непосредст-венная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чув-ствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыс-лим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и зна-ем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открыва-ются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Поскольку события на этой сцене видит лишь один зритель – имен-но сам актер, то фактами эти события в строгом смысле слова являются только для самого человека. Для внешнего же наблюдателя, такого рода внутренние события принято называть явлениями, процессами и т.п.
Психология как наука и как вид практики имеет дело в первую очередь именно с такого рода психическими явлениями, процессами, их содержанием, протеканием, структурой и т.п. – со всем тем, что составляет психику. В общем виде психология есть наука о закономерностях происхождения, функциониро-вания и развития психики во всех ее проявлениях. Более детальное раскрытие того, что есть психология, может быть дано через описание решаемых психо-логией задач. Мы совместим это с указанием на некоторые разделы психоло-гии.
Разделы психологии по отраслям знаний: общая психология, социальная психология, психология труда, инженерная психология, возрастная психоло-гия, педагогическая психология, психофизиология, юридическая психология, психология управления, экономическая психология и многие другие. Разделы психологии по видам решаемых задач:
Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы вы-явления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Пожалуй, не специалисты в психологии наиболее часто сталкиваются именно с психодиагностикой в виде тестов и опросников. Для решения ряда важных прикладных задач используется психологическая экспертиза – квалифициро-ванное официальное заключение специалиста-пси¬холога, отвечающее на по-ставленные заказчиком вопросы. Наиболее распространенные виды психоло-гической экспертизы: судебно-пс

Реферат Психология познания

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация