Реферат Основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по педагогике | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Педагогика / Реферат Основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат Основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Предмет:Педагогика.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
1. Проблемы зрительного восприятия в психолого-педагогической литерату-ре
2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста
3. Современное состояние изучения восприятия детей
с интеллектуальной недостаточностью
4. Изобразительная деятельность как средство психологического развития детей дошкольного возраста
Литература

Введение

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоя-тельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обуче-ния таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных уч-реждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретиче-ского и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления пси-хическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития ано-мальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенса-ции дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу уг-ла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение и оно возрастает при наличии отклоне-ний и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сбли-зить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обще-стве зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психи-ческом развитии . Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительно-го восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмеша-тельство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воз-действие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить про-цесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указыва-ется на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зритель-ного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволя-ет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как пси-хического процесса.
Теоретические подходы к вопросу формирования и развития зритель-ного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах оте-чественных педагогов и психологов.
Под руководством С.М.Рубинштейна исследованы особенности раз-личных видов восприятия, том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития. Деятельностный подход к формированию психиче-ских процессов определили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина , Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.). Уже Л.С.Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной сис-темы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих на-личных раздражении и воспроизводимых образов в одно целое" . Это отме-чали так же А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, И.М.Соловьев, И.М.Сеченов. П.П.Блонский , А.В.Запорожец отмечали осмысленность про-цесса восприятия. Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пони-манию связи внешних - свойств предметов с внутренними, скрытыми свойст-вами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внутреннего свойства предмета, объекта.
Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия со-держатся в теоретической концепции Л.С. Выготского о комплексном и мно-гоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жиз-ненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В. Ста-шевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р. Лурия, Дж. Бру-нер, Р.Грегори, Дж. Хохберг. На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л.Грегори. Исследователями получены факты, свиде-тельствующие о том, что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер, В.Запорожец, А.П.Усова).
Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особен-ность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б. Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельно-сти позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порож-дения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и осо-бенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер). Исходя из актуальности проблемы, мы предполагаем, что специальная, организован-ная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного воспри-ятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия.

Реферат Основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация