Реферат ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАГОВОРОВ по разным дисциплинам | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Разное / Реферат ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАГОВОРОВ

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Реферат ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАГОВОРОВ

Предмет:Разное.
Цена:80 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРАВОСЛАВНО-ЯЗЫЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ РУССКИХ ЗАГОВОРОВ
2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЗАГОВОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Своеобразным видом обрядового фольклора являются заговоры. От про-чих жанров фольклора они выделяются тем, что представляют собою средства для достижения определенной практической цели.
Существует много определений этого жанра. Самое общее определение заговора: "заговор (заклинание) – в устном творчестве разных народов словес-ная формула, якобы имеющая магическую силу". В.П. Аникин подразумевает под заговорами следующее: " традиционная, ритмически организованная сло-весная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей". По словам
С.М. Толстой, заговоры – "малые фольклорные тексты, служащие маги-ческим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирую-щих и других ритуалах".
Впервые образцы заговоров приводятся в сборнике И.П. Сахарова "Ска-зания русского народа" , изданные в 1841 году. Позднее этот фольклорный и этнографический материал переиздается. Затем небольшое количество загово-ров публикуется в журналах "Отечественные записки",
"Библиотека для чтения", в некоторых номерах "Губернских ведомостях" и т.д. Некоторые заговоры приводятся А.Н. Афанасьевым в исследовании "По-этические воззрения славян на природу".
В конце XIX - XX в. в. заговоры публикуется в различных академических сборниках и журналах. Кроме публикаций текстов заговоров появилось множе-ство научных работ и исследований, посвященных заговорам.
Заговоры как объект научного изучения стал рассматривать А.Н. Афа-насьев и Ф.И. Буслаев. Они обсуждали вопрос о сущности и происхождение за-говора. Возникновение заговоров они относили к так называемому "эпическому периоду", когда мифологическое творчество достигает своего расцвета. Они считали, что заговоры - это первоначально молитвы-мифы, обращенные к древ-ним языческим божествам.
Буслаев Ф.И. писал: " заклинания идут непосредственно от периода язы-ческого…, стоят теснейшей связи с первобытной эпической поэзией, входят в древнейшей эпический миф как отдельные эпизоды" .
А.Н. Афанасьев конкретизировал этот тезис и определил заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Он подразумевал под заго-ворами: "... первоначально это молитвы, обращенные к стихийным божествам". По мнению А.Н. Афанасьева, задача исследователя заключается в том, чтобы раскрыть в позднейших заговорах их первоначальное содержание как натура-листических мифов, мифов-молитв, обращенных к стихийным божествам.
Ф.Ю. Зелинский также изучал вопрос происхождения заговора, считая, что развитие происхождения заговоров шло от чар, которые возникли из при-мет, к заговорам. Если чару выразить в словесной формуле, присоединить к об-рядовому действию словесную формулу, мы получим заговор: "Мы выразим на словам чару и её цель и получим формулу заговора".
Большой интерес к заговорам проявили русские поэты-символисты. Из-вестный поэт А.А. Блок посвятил заговорам специальную статью , в которой глубоко раскрыл их большую и неповторимую поэтичность. К своей статье А.А. Блок приложил подробный библиографический список сборников загово-ров и заклинаний, а также ряд работ по данной теме. Из академических иссле-дований, этнографических трудов поэт извлекает то, что важно интересно для символического познания мира, в данном случае через заговоры. Величайший поэт начала XX века глубоко ощущает разницу в восприятии природы совре-менном человеком и первобытным. Для первого, знание, религия, тайна поэзии – разные понятия, поэтому между ним и природой существует непреодолимая бездна. Для первобытного человека - всё это - одно, поэтому он ощущал приро-ду как равное себе. Заклятия, синкретическое магическое действие, становиться в интерпретации Блока фактом искусства. Блок утверждает, что в первобытном сознании происходит совпадение понятий красоты и пользы. Поэтому, считает поэт, необходимо более пристально изучать поэтику заговоров и заклинаний.
Самой значительной работой по заговорам является книга Н.Ф. Познан-ского "Заговоры" , изданная в 1917 году. В этой работе ученый рассматривает историю собирания и изучения заговоров, дает определение жанра, анализирует особенности содержания и художественной формы заговоров, устанавливает связь заговоров с различными обрядовыми действием. Н.Ф. Познанский строит "генетическую" теорию заговоров, исходя из общего положения о возникнове-ния заговоров из чар, выдвинутого Потебней и Зелинским. Он рассматривает чары как более раннюю ступень развития, а заговоры – более позднюю. Причи-ну появления словесного текста при заговорном действии Н.Ф. Познанский ус-матривает в постепенном забывании первоначального смысла действия. Н. По-знанский писал: "Слово первоначально только поясняло действие". В даль-нейшем в результате сосуществования в заговорах словесной формулы и обря-дового действия последнее, по мнению учёного, начинают отмирать и словес-ная формула продолжает развиваться уже без всякого отношения к обряду. Та-ким образом, автор работы не ссылается на ассоциацию, не рассматривает сравнения как она заговора, он пытался выдвинуть новую аргументацию, ссы-лаясь на забывание.
Е.Г. Кагаров написал работу "Словесные элементы обряда". Данная ра-бота привлекает внимание, прежде всего тем, что он использует не только древнегреческий, но и славянский материал. Учёный определяет внешнюю структуру заговора, называя постоянные элементы, сопоставляет со структурой молитвы, пытается создать математическую формулу построения заговора.
Интерес представляет работа В.П. Петрова "Заговоры" , которая была написана для трёхтомника "Русский фольклор". Впоследствии трёхтомник из-дан не был, но в мае 1939 года В.П. Петров прочитал доклад о заговорах на все-союзной конференции. В ней автор анализирует предыдущие исследования по заговорам, останавливается на освещении вопроса о связи слова и образа. На большом фактическом материале В.П. Петров доказывает, что в заговоре дей-ствие и слово равнозначны по своей функции как средства, приемы для дости-жения определенной практической цели. Некоторые разделы статьи посвящены поэтике заговоров и их мировоззренческой сущности.В.П. Петров анализирует заговоры различной тематики и показывает, что каждый художественный образ заговоров не является самостоятельным и самодовлеющим, а подчинен целевой установке заговора и имеет функциональный характер.
Богатырев П.Г. в своей статье для учебника уделил внимание специфи-ческим особенностям заговоров. Он дает определение этого жанра, его функ-ции, объясняет использование сравнения как стилистического приема; приво-дит композиционные схемы заговора, обращает внимание на поэтику заговора.
Последние десятилетия дали много интересных работ фольклористов и этнолингвистов, темой которых были заговоры. Назовем только
Н.И. Савушкину , А.М. Пескова , В.Л. Кляуса , а также участников сим-позиума "Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора", прове-денного в 1988 г. Институтом славяноведения и балканистики РАН. А также вспомним специальный выпуск "Исследований в области балто-славянской ду-ховной культуры", изданным тем же институтом (1993).
Например, в этом выпуске опубликована работа С.Г. Шиндина, рассмат-ривающая заговор как источник космогонической информации. Автор статьи охарактеризовал заговорную модель мира, проанализировал горизонтальные и вертикальные оси пространственной структуры текста и указал обязательность мотива: встречи героев заговора с потусторонними силами.
Достойна внимания статья Л.Н. Виноградова , подвергающая анализу за-говоры от детской бессонницы. Учёный определяет, и анализируют вокативные формулы, основные мотивы и композиционный строй данных текстов.
Научное исследование А.В. Головачева заниматься изучением картины и модели мира в структуре заговоров. Автор статьи пишет: " Центральным по-нятием является картина мира как комплекс знаний о мире, об устройстве и функционировании макрокосмоса и микрокосмоса". Ученый считает, что тек-сты заговоров помогают постичь и расшифровать универсальные законы бы-тия. В этой работе анализируется языковой строй языка, в частности, о функ-ционировании различных повторов.
Как мы видим, на протяжении многих лет этот жанр фольклора не пере-ставали и не перестают изучать ученые. И в наше время публикуется ряд работ, посвященных анализу заговоров. Так, в 1999 году в свет вышел "Этнолингви-стический словарь". В словаре хорошо подобраны содержательные статьи различной тематики, в том числе и о заговорах. С.М. Толстая – автор статьи - дает наиболее полное определение заговора, приводит этимологическую справ-ку о происхождении данного слова, рассматривает вопрос о сущности проис-хождения заговора, рассказывает об использовании заговора, объясняет цели и функции текстов, анализирует словесные элементы.
В настоящее время исследования продолжаются по изучению данного жанра. В основном, исследователи пытались выяснить сущность происхожде-ния, создавали тематические классификации заговоров, определяли композици-онный строй, а также анализировали языковые средства заговора. Мало изучена специфика образной системы заговоров. Поэтому в этом направлении необхо-димо работать. Данная исследовательская работа постаралась рассмотреть заго-воры под новым углом зрения.
Данная работа называется: "Художественный образ в структуре русского народного заговора. Предмет исследования – сами тексты заговоров. Объектом же являются художественные образы, присутствующие в заговорах.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать художественные образы в заговорах, выявить их специфику. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
ознакомиться и систематизировать основополагающие работы по данной теме;
рассмотреть образы, встречающиеся в заговорах, и разработать их клас-сификации;
выявить христианские и языческие элементы в художественных образах;
раскрыть специфические особенности заговорного образа, основываясь на мифологической основе образов, охарактеризовать сопутствующие атрибу-ты-символы, объяснив их роль в структуре заговора.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в котором впервые публикует-ся самостоятельно найденные тексты заговоров. Во введении рассматривается история вопроса, формулируются цели и задачи исследования, определяются методы исследования, выявляется научная новизна. Первая глава: " Типология художественных образов заговора", в которой анализируются и систематизи-руются образы, встречающиеся в структуре заговора. Вторая глава: "Право-славно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров", где изу-чаются христианские и языческие элементы в тексте заговора. Третья глава: " Специфические особенности художественных образов заговоров", раскрывает мифологическую основу некоторых образов, определяются символы-атрибуты. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы.
Методологической базой являются научные труды Н Познанского, Пет-рова В.П., Кагарова Е.Г. и В.Я. Проппа. Труды Н. Познанского и Кагарова Е.Г. предложили использование системного анализа. Петров В.П.
в своих научных работах применил сравнительно-исторический метод анализа фольклорных материалов. Структурно-типологический метод исследо-вания, предложенный В.Я. Проппом, позволяет вскрыть единство, понять сис-тему, найти нужное направление при изучении материала.
Следовательно, в данной научной работе были использованы: метод сис-темного анализа, структурно-типологического и сравнительно-историческое изучение материала.
Разумеется, учитывался опыт литературоведческих работ по изучению художественного образа в системе литературы.
Положения на защиту.
На основании функционирования художественных образов в заговоре, их оппозиционных взаимоотношений предложены оригинальные классификации в данной работе.
Почти кажд

Реферат ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ЗАГОВОРОВ

Цена: 80 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация