Курсовая Нравственность в философии и религии по философии | Диплом Шоп | diplomshop.ru
ДИПЛОМ ШОП
Готовые дипломы и дипломы на заказ

Библиотека

Как купитьЗаказатьСкидкиПродатьВакансииКонтактыНаши партнёрыВойти

Банк готовых рефератов, курсовых и дипломных работ / Философия / Курсовая Нравственность в философии и религии

ИнформацияЕсли вы не нашли нужную вам работу, воспользуйтесь системой поиска работ

Курсовая Нравственность в философии и религии

Предмет:Философия.
Цена:100 руб.
Работа доступна сразу после оплаты.

Содержание:

Введение
Глава 1. Проблема нравственности и русская философия
Глава 2. Христианское учение о нравственном законе и нравственном действовании
Глава 3. Природа человеческой нравственности в учении В.С. Соловьева
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Философское представление о нравственности стало формироваться ещё в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили пробле-мы нравственности в основу своей философии. Систематическое же философ-ское изложение нравственность впервые получила в трудах Аристотеля, после которого этика стала непременной частью практически всех философских сис-тем, а часто становилась основою оных, как, например, в учениях Эпикура, стоиков, или в большинстве направлений христианской мысли.
Проблема нравственности всегда интересовала философскую мысль во всём мире. Огромный интерес к этой проблеме, с момента своего возникнове-ния, проявляет и русская философия.
Начиная с раннего средневековья, на всём протяжении своего развития, вплоть до сего дня, русская философия уделяла колоссальное внимание разра-ботке нравственной проблематики. Более того, можно с уверенностью сказать, что русская философия – это нравственная философия по преимуществу. Этот факт не означает, что русские мыслители занимались только проблемами этики. Отнюдь, русская философская мысль не обошла своим вниманием ни одной от-расли философского знания, и обогатила человеческую мысль глубочайшими прозрениями в области эстетики, гносеологии, онтологии. Однако чаще всего эти отрасли так или иначе сопрягались с проблемами добра и зла, с проблемой смысла бытия, то есть, в конечном итоге, с проблемой морали. И в этом сопря-жении искался высший синтез, высшее единство, тотальная взаимосвязь всего со всем. Именно из этого напряжённого поиска вышли такие краеугольные по-нятия русской философии как цельность, соборность, всеединство.
Русская философия рассматривала не только и не столько нравственность как таковую, но человеческое, практическое измерение нравственности. В это измерение попадает не только жизнь и поступки отдельных людей, их сооб-ществ и человечества, но и исторический процесс в целом, и более – весь ход космического становления, которое рассматривается как движение к Благу, а значит как процесс, в первую очередь, нравственного развития, ибо нравствен-ность сама по себе есть благо, его проявление и его условие.
Подобное стремление к нераздельности нравственной теории и нравст-венной практики отлилось в такую особенность русской философии, как её ан-тропоцентризм. Антропоцентризм русской философской мысли проявляется не в следовании пресловутому софистическому принципу: «Человек – мера всех вещей», но в сосредоточенности на судьбе человека в этом мире, на смысле и цели его бытия. В свою очередь этот антропоцентризм привёл к обострённому вниманию русских мыслителей к проблемам социального и исторического бы-тия человека. Да и сам общественно-исторический аспект человеческого бытия осознаётся как нравственный, ибо «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2, 18). «Русская мысль сплошь историософична…» – замечает В.В. Зеньковский [3, 19]. Действительно, начиная с Илариона и кончая современными неоевра-зийцами, историософия, наряду с этикой, является ведущей темой русской фи-лософии.
В антропологическом аспекте русская этическая мысль значительно от-личается от западноевропейской. Если европейская философия, вплоть до 20-го века, сосредотачивалась по преимуществу на построении строгой теории мора-ли как автономной категории (яркий пример здесь – Кант, с его «практическим разумом»), то философия русская стремилась осознать мораль как бы изнутри человеческого существа, в гармоническом единстве с жизнью человека и чело-вечества, с бытием всего мира; вообще, нравственность полагалась не как не-кий свод правил для личного поведения, но как всеобъемлющий религиозно-метафизический принцип, на котором зиждется весь Космос – отсюда происте-кает особо русский взгляд на мораль как на онтологически обусловленную ка-тегорию.
Отсюда же исходит и другое отличие русской этики – её несекулярность. Если западные мыслители чаще всего рассматривали нравственность как тако-вую, независимо от религии, то русские философы, признавая относительную автономность морали, а иногда даже ставя её выше религии, тем не менее, не допускали полного разрыва религии и нравственности (если не считать фило-софов материалистов). Более того, религиозное учение, как правило, рассмат-ривалось в качестве обусловливающего нравственность начала; имея в виду не какую-то конкретную религию, но религиозность вообще как мировоззрение, основанное на признании бытия трансцендентных сущностей и, прежде всего, Бога. Таким образом, русская этическая мысль полагала нравственность, как религиозную ценность, а конкретно христианскую, ибо русская философия – это, в первую очередь, христианская философия.
Кроме того, почти вся русская этика носила характер нравоучения, про-поведи, и не знала жёсткого разграничения на практическую и чисто научную части (такое разграничение появилось только в советский период). Некоторые исследователи полагают эту особенность русской этической мысли недостат-ком [5, 180], однако, по-нашему мнению, это не недостаток, а, скорее, достоин-ство. Действительно, отрыв моральной теории от практической реальности и превращение её в предмет одного только интеллектуального исследования в значительной мере нивелирует ценность этой теории, превращая её в пустую игру ума. Ведь нравственность обретает смысл только в аспекте реально проис-ходящих событий и, прежде всего, применительно к человеческой деятельно-сти. Какой, например, прок голодному человеку во всеобъемлющей теории ку-линарии, если нечего есть? Как кулинария имеет смысл лишь применительно к вкусному и здоровому питанию, так и этика имеет смысл лишь применительно к тому, что должно и недолжно делать, как должно и недолжно жить.
Таким образом, полноценная нравственная философия может существо-вать лишь при условии постановки во главу угла проблемы своего практиче-ского применения. Причём, в русской мысли, практический аспект, примени-тельно к человеческому бытию, так или иначе проявлялся не только в этике, но и в остальных отраслях философского знания, что неизбежно придавало им нравственное измерение.

Курсовая Нравственность в философии и религии

Цена: 100 руб.


  Работа будет доступна сразу после оплаты!


 


Поиск работ


нам 10 лет

Услуги

Информация